Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 9
им.Харламова Ю.П.
________ Е.В.Караченец
30.08.2013
ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школе № 9 им. Харламова Ю.П.
г. Волжского Волгоградской области (далее МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П.)
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Отличительной особенностью электронного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения учителя с учеником с максимальным нормативно установленным количеством обязательных занятий. Особенности электронного обучения: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват.
- 1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П. основных и (или) дополнительных образовательных программ с использованием сети Интернет на уровне электронного обучения и дистанционных образовательных технологиях обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.3. Образовательный процесс при электронном обучении базируется на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет обучающимся право свободного выбора интенсивности обучения.
1.4. Электронное обучение осуществляют педагоги, преподающие предмет.
1.5. Организация электронного обучения основывается на принципах:
- общедоступности;
- индивидуализации обучения;
- помощи и наставничества;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы;
- в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
- 2. Цели, основные задачи.
2.1. Основной целью электронного обучения школьников является предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать дополнительно выбранные общеобразовательные дисциплины с использованием современных информационных технологий, качественной подготовке к государственной итоговой аттестации.
2.2. Использование электронного обучения способствует решению следующих задач:
- повышению эффективности учебной деятельности учащихся,
- повышению эффективности организации учебного процесса,
- стимулированию развития потребности у обучающихся в получении дополнительных научных знаний и интереса к науке, способности к личностному самоопределению и самореализации,
- предоставлению возможности разрабатывать учебные образовательные программы с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся,
- предоставлению возможности оказывать информационно-методическую поддержку педагогам, принимающим участие в подготовке одаренных детей к этапам Всероссийской олимпиады школьников, в подготовке учащихся старшего звена школы к ЕГЭ.
2.3. Для реализации целей и задач дистанционного обучения предметные методические объединения осуществляют координацию и организационно-методическое обеспечение процесса обучения, организуют информационно-методическую поддержку педагогам.
- 3. Организация дистанционного обучения.
3.1. В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы на уровне электронного обучения являются муниципальные общеобразовательные учреждения, созданные в установленном законодательством порядке, имеющие объективную потребность в использовании системы дистанционного обучения, необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение, позволяющее участвовать в осуществлении электронного обучения.
3.2. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, разрабатываемый с учетом требований законодательства об образовании и настоящего Положения.
3.3.Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые представлены в следующих формах:
а) электронные учебники;
б) интерактивные обучающие ресурсы;
в) компьютерные демонстрации;
г) электронные источники информации.
3.4.Цифровые образовательные ресурсы должны разрабатываться на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету.
3.5.ЦОР содержит следующие учебные материалы:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
б) систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
г) интерактивные тесты;
3.6.По своему составу и объему учебные материалы ЦОР достаточны для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы.
3.7. Учебные материалы ЦОР полностью обеспечивают процесс обучения школьников, в том числе, успешную сдачу выпускниками школы ЕГЭ по соответствующему учебному предмету на профильном уровне.
3.8. Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план школы, так и по всему комплексу предметов учебного плана. Выбор предметов изучения осуществляется учащимися или родителями (лицами, их заменяющими) по согласованию со школой.
3.9. МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П. вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающегося.
3.10. Образовательное учреждение для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников.
3.11. В качестве услуг образовательным учреждением могут быть определены: онлайновая поддержка обучения; тестирование online; конкурсы, консультации on-line; предоставление методических материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных).
3.12. Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляется в соответствии с положениями о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
- 4. Регламент образовательного процесса.
4.1. Задачами образования в системе электронного обучения являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
4.2. Содержание образования по системе электронного обучения в общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, реализуемыми общеобразовательным учреждением с помощью системы электронного обучения из числа разработанных педагогическим персоналом МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П., предметными школьными методическими объединениями.
4.3. Решение об участии общеобразовательного учреждения в системе дистанционного обучения принимается руководителем учреждения.
4.4. Процесс обучения осуществляется в общеобразовательном учреждении педагогическим персоналом при помощи ресурсов электронного обучения.
4.5.Оценивание учебных достижений учащихся в системе электронного обучения осуществляется по общепринятой системе оценивания по каждому предмету учебного плана.
5. Участники образовательного процесса.
5.1. Участниками образовательного процесса в системе электронного обучения являются обучающиеся, педагогический персонал и руководитель предметного МО, который является координатором электронного обучения.
5.2. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.
5.3. Обучающиеся имеет право: на получение качественного образования, на объективную оценку знаний; на консультации педагогов.
5.4. Обучающиеся обязаны: выполнять индивидуальный учебный план в соответствии с индивидуальными способностями, проходить текущий контроль в установленные сроки.
5.5. Работники имеют право на: рабочее место, отвечающее требованиям к оснащению рабочих мест для педагогических работников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 г. №341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2009г. №525»;
5.6.Работники обязаны: выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями; соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной охраны, Правила внутреннего трудового распорядка; бережно относиться к имуществу; выполнять установленные нормы труда; Педагогические работники, кроме вышеперечисленного, обязаны: вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию; осуществлять текущий контроль и предоставлять администрации отчетные данные;
5.7. Работники несут ответственность: за качество электронного обучения школьников; за выполнение обязанностей, возложенных на него должностными инструкциями.
- 6. Основные требования к набору школьников для электронного обучения:
6.1. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением (операционной системой, офисными приложениями и т.п.), овладеть базовым курсом информатики на хорошем уровне;
6.2. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.);
6.3.Обучаемый должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
- 7. Правила приема школьников для дистанционного обучения:
7.1. МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П. выявляет потребности обучающихся в электронном обучении.
7.2. Принимает педагогическим советом решение об использовании электронного обучения для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
7.3. Включает часы электронного обучения в учебное расписание образовательного учреждения.
7.4. Педагогами школы составляется тематическое планирование, где в соответствии с дистанционным курсом прописывается тема занятия, примерные сроки.
7.5. Основанием для открытия дистанционной формы обучения являются:
- назначение ответственного за организацию дистанционного обучения из числа педагогического коллектива;
- назначение педагога, который будет находиться в непосредственном очном контакте с обучающимися, оказывать им техническую и организационную помощь, из числа педагогов школы;
- определение учебной нагрузки для педагогов.
7.6.Основанием для зачисления на дистанционное обучение являются:
- заявление родителей (законных представителей) обучающегося;
- анкета, содержащая сведения об обучающихся (для регистрации на сервере дистанционного обучения, присвоение индивидуального пароля и логина, установление контакта), в соответствии с ФЗ «О персональных данных».
Принято на управляющем совете
протокол №1 от 28.08.2013
Принято на педагогическом совете
протокол №1 от 29.08.2013