Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 9
им.Харламова Ю.П.
________ Е.В.Караченец
17.05.2013
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и утверждении рабочих
программ учебных предметов, курсов,
дисциплин, составленных в соответствии
с требованиями ФГОС.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет содержание, структуру, порядок и сроки рассмотрения рабочих программ, учебных курсов и дисциплин.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Типовым положением общеобразовательного учреждения, Уставом МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П.
1.3. Рабочая программа учебного курса (дисциплины) (далее – рабочая программа) является составной частью учебного плана образовательного учреждения.
Цель рабочей программы – реализация программы общего образования.
2. Статус рабочей программы в образовательном учреждении
2.1. Рабочая программа как педагогический документ учителя вводится в систему документации образовательного учреждения в соответствии с п.6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ», согласно которому исключительной компетенцией образовательного учреждения является «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации».
2.2. Рабочая программа является частью образовательной программы учреждения и раскрывает содержательно-целевые и дидактико-технологические особенности построения педагогического процесса, реализующего соответствующий образовательный компонент учебного учреждения (учебный предмет, учебный курс, дисциплина, спецкурс, курс по выбору, элективный курс и т.п.).
2.3 Рабочая программа - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, курсов, дисциплин (модулей), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
2.4. К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, образовательным модулям, спецкурсам, программы элективных курсов, учебных практик и практикумов, индивидуально-групповых занятий, исследовательской и проектной деятельности.
2.5. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
2.6 Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
- учебного плана МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П.;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П.;
- примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы;
- учебно-методического комплекса;
2.7 Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
- определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- включает модули регионального предметного содержания;
- способствует определению основных видов деятельности обучающихся на уроке для реализации системно-деятельностного подхода и достижения планируемых результатов каждым обучающимся.
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы конструируется с учетом культурно-педагогических особенностей учреждения и интегрирует две части – инвариантную и вариативную.
Инвариантная часть включает:
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
- титульный лист;
- пояснительную записку.
Вариативная часть предусматривает:
- календарно-тематическое планирование учебного процесса, реализующего соответствующий образовательный модуль. ( Приложение №1,2)
Принято на заседании педагогического совета
Протокол №17 от 17.05.2013
Приложение №1
Структура рабочей программы по учебным предметам:
- 1. Рабочая программа конструируется с учетом:
- целей и задач образовательной деятельности учреждения, определенных его образовательной программой;
- возрастных и психологических особенностей обучающихся, уровня их обученности и творческого потенциала;
- специфики учебно-методического комплекса, применяемого в качестве инструментально-технической основы реализации рабочей программы;
- планируемого уровня подготовки обучающихся, принятого в данном классе (базовый, профильный, углубленный, расширенный и пр.);
- опыта разработки учебно-программной документации, сложившегося в учреждении;
- культурно-педагогических особенностей учреждения.
- 2. Рабочая программа конструируется для каждого класса (параллели) по образовательным компонентам, реализуемым учителем согласно схеме его учебной нагрузки.
- 3. Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы включают указание протокола и даты рассмотрения на заседании методобъединения учителей, должности, Ф.И.О. руководителя методобъединения учителей, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора образовательного учреждения.
- 4. Титульный лист рабочей программы предусматривает:
- наименование учредителя общеобразовательного учреждения;
- наименование общеобразовательного учреждения;
- наименование документа по схеме:
Рабочая программа
по ___________________________________________
(название образовательного компонента)
для_______________________________________________________________
(номер и ……… класса или название параллели классов)
- Ф.И.О. учителя, выступающего составителем рабочей программы;
- место и год составления рабочей программы.
- 5. Пояснительная записка к рабочей программе включает сведения об:
- основаниях конструирования рабочей программы (напр., ФГОС общего образования, примерная программа, авторская программа с указанием автора и года опубликования и т.п.);
- количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по видам учебных занятий (теоретические, лабораторные, практические, контрольные, экскурсии, выполнение проектов и учебных исследований);
- базовом учебно-методическом комплекте и литературе, его дополняющем;
- об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе;
- формах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (согласно Уставу образовательного учреждения);
- о внесенных изменениях в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование;
- 6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема раздела
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Характеристика деятельности обучающихся
|
Дата
|
план
|
факт
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Структура рабочих программ элективных курсов, спецкурсов, практикумов, учебных практик, исследовательской, проектной деятельности, индивидуально-групповых занятий:
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы (с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методобъединения учителей, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора МБОУ СОШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского Волгоградской области).
- Титульный лист.
Наименование образовательного учреждения.
Рабочая программа элективного курса, спецкурса, практикума, учебной практики, исследовательской, проектной деятельности, индивидуально-групповых занятий по _________________ (название) для ________ класса (классов, параллели);
- Ф.И.О. учителя – составителя рабочей программы;
- Год составления рабочей программы.
- Пояснительная записка
Пояснительная записка включает в себя сведения:
- об учебной программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания на основе которой разработана рабочая программа;
- об актуальности программы;
- о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов практических работ, экскурсий, проектов, исследований, творческих работ;
- о целях и задачах, решаемых при реализации рабочей программы;
- о форме контроля;
- о планируемом уровне подготовки выпускников.
- Календарно-тематическое планирование:
№
|
Наименование раздела, темы программы
|
Количество часов
|
Дата
|
|
|
|
|
- Учебно-методическая литература для учителя.
- Учебно-методическая литература для учащихся.