ПОЛОЖЕНИЕ
О КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
МБОУ СОШ №9 им. Харламова Ю.П.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Кадетские классы создают условия для возрождения лучших традиций российского образования и культуры, народных и воинских традиций, подготовки молодых людей к гражданской и военной службе, воспитания и обучения детей, в целях их всестороннего и полноценного развития.
Цели кадетского класса – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки совершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Задачи:
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- реализация подготовки кадетов по военно-прикладным дисциплинам;
- подготовка кадетов физически здоровыми, выносливыми, способными стойко переносить трудности военной службы, воспитания у них профильных умений и психологических качеств.
В кадетских классах реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
В кадетских классах осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ:
1 ступень – начальное общее образование (4 года);
2 ступень - основное общее образование (5 лет);
3 ступень – среднее общее образование (2 года).
Организация образовательного процесса в кадетсикх классах регламентируется учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий школы.
В соответствии с целями и задачами в кадетских классах реализуется дополнительная образовательная программа, и оказываются дополнительные образовательные услуги.
Учебный год в кадетских классах соответствует учебному году школы.
Режим для кадетских классов регламентируется правилами внутреннего распорядка школы.
Ученики кадетских классов могут заниматься в музыкальных, художественных и спортивных учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Обучающиеся в классе имеют право на:
-дополнительное образование;
-психологическую помощь;
-уважение человеческого достоинства, свободу слова.
Обучающиеся обязаны:
-твердо знать и добросовестно выполнять свои обязанности;
-упорно и настойчиво овладевать знаниями, чтобы стать всесторонне развитым, образованным и культурным человеком;
-внимательно слушать преподавателей, активно работать, аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;
-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
-соблюдать внутренний распорядок и правила поведения, установленные в классе, носить форму установленного образца;
-строго выполнять правила личной гигиены, иметь аккуратную короткую прическу;
-закалять свое, воспитывать волю и характер, регулярно заниматься спортом;
-дорожить честью школы, славой и традициями.
Обучающимся запрещается:
-употребление спиртных напитков;
-курение;
-азартные игры;
-бранные выражения.
Кадеты, добросовестно выполняющие свои обязанности, отличающиеся примерным поведением, высокой успеваемостью, трудолюбием, могут быть поощрены, а нарушители установленного порядка и правил поведения подвергаются дисциплинарным взысканиям.
К кадетам применяются следующие поощрения:
-объявление благодарности;
-снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
-благодарственное письмо родителям (или лицам, их заменяющим);
-помещение фотографии на доску почета;
-награждение ценными подарками и др.
5. УПРАВЛЕНИЕ КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ.
5.1Управление кадетскими классами осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с типовым положением и Уставом школы.
Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия курсантов в процессе воспитания и обучения в школе.
Общественными формами управления кадетскими классами являются педагогический совет школы, управляющий совет и родительский комитет.
Родительский комитет, управляя деятельностью кадетского класса, выполняет следующие функции:
- утверждает основные направления развития кадетского класса;
- формирует заказ на виды и уровни образовательных услуг;
- инициирует проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки учащихся класса;
- осуществляет контроль за образовательной и воспитательной деятельностью в классе и соответствием ее заявленным целям и задачам;
Педагогический совет по отношению к кадетскому классу действует в рамках, установленных Уставом школы.
Управляющий совет является высшей формой представительства родителей в социально - педагогическом пространстве образовательного учреждения, который действует на основании Устава школы и положения об управляющем совете.
Директор школы непосредственно организует и осуществляет управление всей работой по обучению и воспитанию учащихся в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс школы и несет ответственность за состояние учебно-воспитательной работы.
Директор школы отвечает за:
- содержание и результаты учебно-воспитательной работы в социально-педагогическом пространстве кадетского класса;
- патриотическое и гражданственное воспитание, моральное состояние учащихся, общую учебную, трудовую и исполнительскую дисциплину, обеспечение безопасности всех участников учебного процесса;
- правильный подбор и расстановку педагогических кадров, работающих с учащимися кадетского класса, их профессиональную психолого-педагогическую и методическую подготовку;
- учет, состояние и совершенствование учебно-материальной базы; хозяйственную деятельность, обеспечение охраны труда, соблюдение штатной и финансовой дисциплины;
Заместитель директора школы по учебной работе отвечает за:
- планирование, организацию и состояние обучения, воспитания и развития обучающихся, учебно-воспитательную и методическую работы;
- организацию преподавания всех учебных предметов (дисциплин); получения прочных и глубоких знаний обучающимися, их воспитание и дисциплинированность;
- составление учебного расписания кадетского класса, позволяющего оптимально выполнять поставленные учебные и воспитательные задачи;
Заместитель директора школы по воспитательной работе отвечает за:
- состояние общей дисциплины обучающихся;
- социально-педагогическую работу в пространстве кадетского класса;
- организацию воспитательной работы; морально-психологическое состояние; эффективность работы по социально-правовой защите учащихся и членов их семей;
- информационное, психологическое и культурно - досуговое обеспечение; эстетическое развитие обучающихся и организацию культурного досуга.
Воспитатель кадетского класса назначается для качественной организации учебно-методической и воспитательной работы в социально-педагогическом пространстве кадетского класса.
В вопросах работы с кадетским классом подчиняется непосредственно директору.
Воспитатель обязан:
- знать задачи обучения и воспитания кадетов, учебные планы, программы, учебные материалы, по которым обучаются кадеты, участвовать в планировании, организации и ведении методической работы в социально-педагогическом пространстве кадетского класса;
- выступать по актуальным вопросам совершенствования обучения и воспитания кадетов на педагогических советах, производственных совещаниях по вопросам реализации программных задач кадетского класса, а также социальной, возрастной и педагогической психологии;
- проводить занятия по военной подготовке кадетов в рамках курсов дополнительных занятий, помогать кадетам осознанно делать выбор будущей профессии;
- постоянно организовывать и проводить работу в кадетском классе по привитию кадетам чувства кадетской чести и достоинства, гражданственности, учить беречь школьное и классное имущество и оборудование, прививать кадетам навыки и привычки культурного поведения, не допускать унижения их человеческого достоинства;
- требовать и строго следить за соблюдением дисциплины кадетами, их внешним видом, выполнением правил ношения кадетской формы и соблюдением правил личной гигиены, соблюдением правил внутреннего распорядка.
Классный руководитель назначается с целью качественной организации и контроля за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной соподчиненности администрации школы.
Классный руководитель обязан:
- знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и учебники, по которым они обучаются; обладать знаниями и умениями по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений, психологии детских коллективов, педагогической этике;
- знать инструктивно-методические документы, методические рекомендации по организации воспитательного процесса; основные направления и перспективы развития образования и педагогической практики, законодательные акты, постановления и решения правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенцию о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;
- организовывать и координировать воспитательные процессы в классе, содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
- содействовать получению дополнительного образования каждым учащимся через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;
- формировать у детей навыки здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- взаимодействовать с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку;
- лично проводить индивидуальную работу с обучающимися, уделяя при этом особое внимание воспитанию у них высоких нравственных и воинских качеств, дисциплинированности, любви к Отечеству, организовывать воспитывающую деятельность в классе в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива;
- заботиться о здоровье и безопасности вверенных ему детей; участвовать в диспансеризации учащихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления вести активную пропаганду здорового образа жизни и работу по профилактике аддитивного поведения учащихся, организации физкультурно-оздоровительной работы класса;
- вести работу по охране прав и защите интересов детей; оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- работать в тесном контакте с родителями учащихся: изучать воспитательные возможности семьи; вести дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с учащимися класса и их родителями; организовывать совместную деятельность школьников и родителей, вести работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры;
- участвовать в организации питания класса, совместно с заинтересованными ведомствами и организациями содействует в организации отдыха, оздоровлении и трудоустройстве обучающихся во внеучебное время;
- координировать работу педагога-психолога, социального педагога, родительской общественности, органов ученического самоуправления класса, других заинтересованных организаций и ведомств по решению поставленных задач;
- координировать деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся, осуществляет помощь отдельным детям в учебной деятельности;
- организация всех видов коллективной и индивидуальной социально значимой, творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа учащихся назначаются заместитель командира взвода и командиры отделений.
Заместитель командира взвода из числа обучающихся подчиняется воспитателю и классному руководителю и является прямым начальником для обучающихся взвода.
На должность заместителя командира взвода из числа обучающихся назначаются наиболее подготовленные и дисциплинированные обучающиеся по рекомендации воспитателя и классного руководителя.
Заместитель командира взвода обязан:
- оказывать помощь воспитателю и классному руководителю в организации и проведении самостоятельной подготовки обучающихся и в формировании у них навыков самостоятельной работы;
- оказывать конкретную помощь слабоуспевающим обучающимся класса;
- принимать участие в организации досуга обучающихся;
- принимать участие в создании и совершенствовании учебно-материальной базы взвода;
- во время отсутствия воспитателя или классного руководителя исполнять их обязанности.
Командир отделения из числа обучающихся подчиняется воспитателю, классному руководителю и заместителю командира взвода. На должность командира отделения назначаются наиболее дисциплинированные обучающиеся.
Командир отделения обязан:
- знать каждого обучающегося отделения: имя, фамилию, год рождения, личностные качества, успехи и недостатки в учебе и дисциплине;
- следить за соблюдением обучающимися требований дисциплины, внутреннего порядка и правил личной гигиены;
- следить за исправным и опрятным содержанием обмундирования и обуви и соблюдением правил ношения военной формы одежды обучающимися отделения;
5.2 Сохранение и укрепление здоровья кадетов.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие учащихся кадетского класса (кадетов) - важнейшая и неотъемлемая часть их подготовки к профессиональному служению Отечеству.
Забота директора, администрации и воспитателей о здоровье кадетов является одной из основных обязанностей в их повседневной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья кадетов достигается:
- проведением директором, администрацией и лицами, ответственными за организацию деятельности кадетского класса мероприятий по оздоровлению условий их учебы и пребыванию в образовательном учреждении;
- регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;
-осуществлением санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в классе.
Повседневная деятельность кадетов должна осуществляться с соблюдением требований законодательства РФ об оздоровлении условий образовательного процесса общеобразовательных учреждений.
Основными направлениями деятельности администрации и лиц, работающих с кадетским классом по отношению вопросов сохранения их здоровья являются:
- установление и своевременное доведение до учащихся необходимых требований безопасности, обеспечения их выполнения;
- строгое соблюдение определенного данными правилами распорядка дня и предельно допустимых норм учебной нагрузки
Основными лечебно-профилактическими мероприятиями является диспансеризация.
Медицинским осмотрам подвергаются:
- все кадеты перед поступлением на обучение в кадетский класс;
- участники спортивных соревнований перед соревнованиями.
6. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Финансирование кадетских классов осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного ученика. Финансовое обеспечение кадетских классов осуществляется в рамках финансирования школы. Порядок расходования средств определяет директор школы.
В необходимом случае для работы с обучающимися в кадетских классах привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.
Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной работы.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №12 от 16.03.2012
Принято на заседании
Совета старшеклассников
Протокол №6 от 03.04.2012
Рассмотрено на заседании
управляющего совета
протокол №2 от 12.05.2012