Описание адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Цель реализации АОП НОО РАС (вариант 8.3): обеспечение выполнения требований ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
˗ формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью, сохранение и укрепление их здоровья;
˗ личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
˗ удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
˗ создание условий, обеспечивающих обучающимся с РАС с легкой умственной отсталостью достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
˗ минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
˗ оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
˗ выявление и развитие способностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со сверстниками с условно нормативным развитием), организацию общественно полезной деятельности;
˗ обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
АОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения; предусматривается создание условий, учитывающих его общие и особые образовательные потребности, индивидуальные особенности. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант ФАОП предполагает постепенное включение обучающихся в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Данный вариант предполагает особое структурирование содержания обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них пределах.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП создается на основе ФГОС начального общего образования и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
АОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения и воспитания обучающегося с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Для обеспечения освоения обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью АОП НОО может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.
Определение варианта АОП для обучающегося с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.
В соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 8.3) обучающимся с РАС с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) обеспечивается нецензовый уровень начального образования. Результаты освоения федеральной адаптированной основной программы начального общего образования обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью в варианте 8.3 оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
АОП НОО способствует всестороннему развитию данной категории обучающихся с РАС, формированию у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в социальное окружение, их приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Необходимым условием достижения обучающимися качественного образования являются формирование базовых учебных действий; достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся; усиление роли информационно-коммуникативных технологий, в том числе при использовании специализированных компьютерных инструментов, разработанных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей.
Освоение обучающимися АОП, разработанной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АОП НОО обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям (законным представителям), другим членам семьи, к школе, принятие учителя и обучающихся класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения ФАОП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающегося с РАС с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
ФАОП определяет два уровня овладения предметными результатами для обучающихся с РАС с умственной отсталостью: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.4 АООП НОО.