Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МОУ СШ №9 - 5.4 Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ №9 обучающихся с задержкой психического развития

 

 

 

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

2. АДРЕСНОСТЬ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.. 8

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР. 10

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.. 12

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 12

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 13

7. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.. 13

8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 19

9. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.. 25

 

  

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) отдает приоритет инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. В соответствии с п.24 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации в МОУ СШ № 9 создаются необходимые условия для:

- коррекции нарушений развития и социальной адаптации, - оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения,

- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная программа МОУ СШ № 9

- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - задержкой психического развития,

- с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Задачи программы:

• своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

• определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;

• определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

• организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР, при  необходимости разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

• реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР;

• оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма, который предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности, который гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4. Принцип реальности, предполагающий учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Особенности детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие ― задержка психического развития‖ употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы.

У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной  деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

– преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

– низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

– ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

– снижение работоспособности; – повышенная истощаемость;

– неустойчивость внимания;

– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

– расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; – более низкий уровень развития восприятия;

– отставание в развитие всех форм мышления;

– недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.

Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:

- в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; - в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

- в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Условия освоения основной образовательной программы.

 Важнейшими составляющими условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:

- наличие адаптированных к особым образовательным потребностям обучающихся образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции;

- создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее; - необходимое участие в образовательном процессе педагога, имеющего специальную подготовку соответствующего профиля;

- должны быть условия для осуществления гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий для обучающихся;

- предоставление психологических и социальных услуг.

Специальные образовательные условия воспитания и обучения для школьников с задержкой психического развития:

1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.

4.Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.

5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.

8. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.

9. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.

10. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.

11.Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы.

Особым условием является наличие адаптированных рабочих программ по учебным предметам, так как специальных образовательных стандартов и учебных программ для данной категории обучающихся не предусмотрено, а уровень академических знаний, предъявляемых учащимся сопоставим с общеобразовательной школой.

Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным рабочим программам, разработанным на основе рабочих программ основной образовательной программы.

Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.

При адаптации программ основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего  обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр. При обучении детей данной категории используются учебники общего типа (в соответствии с утвержденным списком учебников МОУ СШ № 9).

Учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения и воспитания имеют своеобразие. Средства обучения, учитывая особенности восприятия и интеллектуального развития детей с задержкой психического развития, должны содержать самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги для школьников с ЗПР обуславливают наличие в образовательной организации специалистов службы сопровождения, таких как учитель-логопед, педагог-психолог, врач.

В условиях инклюзивного образования ученики с задержкой психического развития могут получать необходимую коррекционную помощь на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа требует целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Поэтому индивидуальные и групповые занятия направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем-предметником класса, классным руководителем, педагогом-психологом и учителем-логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Описанные выше условия освоения основной образовательной программы обеспечивают получение качественного образования детьми с задержкой психического развития в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками.

2. АДРЕСНОСТЬ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Адаптированная образовательная программа адресована обучающимся, имеющим недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучающиеся переводятся/принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только на основании заявления их родителей (законных представителей).

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом:

1. Обучающимся с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

2. ТПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

3. Консилиум МОУ СШ № 9 определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, а впоследствии реализуют.

5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Сроки освоения образовательной программы (очная форма обучения): - продолжительность обучения - 5 лет, - продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель за учебный год (без учета экзаменационного периода в 9х классах). В пределах осваиваемой образовательной программы обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Образовательная программа включает в себя часть, установленную учебным планом МОУ СШ № 9, и часть, определённую планом воспитательной работы школы. Объем освоения образовательной программы (очная форма обучения, классно-урочная система), определяемый учебным планом.

Для решения задач развития и социализации обучающиеся принимают участие в системе воспитательных мероприятий, определённых планом воспитательной работы МОУ СШ № 9, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Вместе с тем, участие обучающихся в системе воспитательных мероприятий, определённых планом воспитательной работы МОУ СШ № 9, обеспечивает выполнение ими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и заботе о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремлению к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Самым общим результатом освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций, достаточные для профессионального самоопределения и успешной адаптации в социуме.

Обучающийся с ЗПР получает образование, к моменту завершения обучения полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

В результате освоения основного общего образования по адаптированной образовательной программе учащийся получает возможность освоить основное содержание образования, определённое федеральным компонентом государственным образовательным стандартом основного общего образования, а также совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности (см. Раздел «Планируемые результаты» Основной образовательной программы основного образования).

Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно- следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Кроме того, коррекционно-развивающая составляющая образования адаптированной образовательной программы создает возможность для формирования полноценной жизненной компетенции - обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

 Требования к результатам освоения программы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

 

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план МОУ СШ № 9 разработан в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе  документов :

- закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;

Учебный план, как часть образовательной программы школы, разработан с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебный план основного общего образования для детей с задержкой психического развития совпадает с  учебным планом школы (см. Раздел «Учебный план» Основной образовательной программы основного образования образовательного учреждения).

Учебный план состоит из двух частей:

- обязательная часть;

- часть, формируемая участниками образовательных отношений (1-9 классы).

Основным принципом работы с детьми является коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания, что достигается индивидуализацией обучения, использованием локальных методик, занятиями с логопедом и педагогом-психологом школы.

Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках учителями и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы.

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год начинается 01 сентября, заканчивается в соответствии с учебным планом общеобразовательной программы. Продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель. Для учащихся 9 классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования, дополнительно устанавливается период государственной итоговой аттестации.

Примерное распределение учебного времени и времени отдыха в течение учебного года

Праздничные дни:

1,2,3,4,5,6 и 8 января - Новогодние каникулы

7 января - Рождество Христово

 23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы

12 июня - День России

4 ноября - День народного единства

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, модулю, курсу, предусмотренным учебным планом школы, в предпоследний и последний дни учебного периода.

Календарный учебный график на конкретный учебный год соответствует календарному учебному графику основной образовательной программы (приложение к ООП ООО ОУ).

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным рабочим программам, разработанным на основе рабочих программ основной образовательной программы.

Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.

При адаптации программ основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего  обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр. При обучении детей данной категории используются учебники общего типа (в соответствии с утвержденным списком учебников МБОУ СШ № 9).

Содержание адаптированной основной образовательной программы основного общего образования разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и представлено рабочими программами учебных предметов, курсов.

 

7. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 Коррекционная работа является обязательной частью образовательной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания адаптированной образовательной программы.

Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК.

Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении образовательной программы. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления - модули.

Данные модули отражают её основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения;

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

Содержание работы

Цель работы

Сроки

Ответственные

Уровень сопровождения

Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по психолого-медико- педагогическому сопровождению

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

 

 

 

 

 

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

• игровые ситуации;

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

•игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее действенной формой организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации является консилиум, который предоставляет комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.

Специалисты ПМПк:

• осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;

• разрабатывают индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты с целью коррекции имеющихся проблем в развитии;

• проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые), тренинговые занятия;

• обеспечивают родителей, имеющих детей с особыми потребностями, консультативной поддержкой.

Программа коррекционной работы с учащимися 5-9 классов

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы.  Педагог- психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ.

Работа может быть организована индивидуально и в мини группах. 

       Коррекционная работа является обязательной частью образовательной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания адаптированной образовательной программы.

       Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально - личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); психолого-педагогическую поддержку в освоении образовательной программы, психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся.

      Осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и занятий с элементами тренинга. 

      

Общие    особенности    психического развития    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно структурировать следующим образом:

- недостаточная сформированность учебно - познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок,

организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно - практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно - логического мышления.

 

      Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.  Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно - педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования.

       Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает

проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

 

Цель коррекционных занятий.

– повышение уровня общего развития учащихся, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи для лучшего восприятия нового учебного материала.

Задачи:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

 

     В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:

- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);

- пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала;

- интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями;

- метод признания достоинств позволяет стабилизировать самооценку учащегося, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху;

- психогимнастика. 

 

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ПМПк.

Содержание коррекционных занятий исключает формально механический подход и «натаскивание» учебных - навыков.

 

Структура

Коррекционно-развивающая работа разделена на пять этапов:

1. Диагностика: (2 часа)

2. Развитие когнитивной сферы: внимание, память (5 часов)

3. Развитие когнитивной сферы: мышление (5 часов)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: (3 часов)

5. Вводное и заключительное занятия: (2 часа)

Программа состоит из 17 занятий в год. Продолжительность занятий 30-35 минут.

 

Планируемые результаты освоения курса

- стабилизация эмоционального фона, снижение агрессивности;

- снижение тревожности, формирование адекватной самооценки;

- повышение самопринятия;

- овладение способами саморегуляции;

- повышение стрессоустойчивости.

 

Содержание

 

Формирование внутренней учебной мотивации и позитивной Я-концепции.

Формирование познавательных процессов, учебных навыков, сохранение и развитие внутренней учебной мотивации.

Стимулирование социального, личностного развития, снижения академической неуспеваемости обучающихся.

Психопрофилактика отклонений личностного развития.

Преодоление проблем межличностных отношений. Отношения с самим собой, со сверстниками, с учителями и родителями как основных сфер формирования личности.

Осмысление жизни, подготовка к взрослой жизни через беседу, соблюдая принцип диалога, индивидуальное консультирование. Развитие индивидуального самосознания и самоопределения.

 

Тематическое планирование

 

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Правила ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

1

2.

Диагностический блок

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе»)

2

3.

Развитие когнитивной сферы: внимание, память

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

5

4.

Развитие когнитивной сферы: мышление

Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

5

5.

Развитие эмоционально- волевой сферы

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности

3

6.

Итоговое занятие

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений)

1

 

 

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной и итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальном файле развития учащегося».

 

Методическое обеспечение:

1. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006

2. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005

3. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 10 лет», М., ТЦ Сфера, 2002

4. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000

5. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

6. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

9. Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис дидактика, 2005

10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 6-9 лет. – М., 2003.

11. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

 

8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Адаптированная образовательная программа осваивается в очной форме обучения.

На основании заключения лечебно-профилактического учреждения о наличии заболевания, входящего в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, справки об инвалидности ребенка и письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора школы может быть осуществлен перевод обучающегося на индивидуальное обучение на дому.

Расписание обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в части максимально допустимой недельной нагрузки обучающегося (в академических часах) при 5-дневной учебной неделе: в 5 классе - 29 часов, 6 классе - 30 часов, 7 классе - 32 часов, 8-9 классах - 33 часов. Продолжительность уроков (академический час) в 5-9 классах не превышает 40 минут.

Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день в 5 - 9 классах - не более 6 уроков.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница. Объем домашних заданий (по всем предметам) предусматривает следующие затраты времени на его выполнение (в астрономических часах): в 5 классах – 2 ч. в день, в 6-8 классах – 2,5 ч. в день, в 9 классах – до 3,5 ч. в день. Особенности организации образовательного процесса

Приоритетные направления деятельности педагогов школы при организации образовательного процесса:

• Усиление личностной направленности образования.

• Обновление содержания учебных программ в условиях индивидуализации образования.

• Совершенствование развивающей среды для учителей, учащихся и родителей.

• Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

 • Развитие системы работы школы по сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья учащихся.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

 Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения адаптируется содержание учебного материала выделением в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцируются задания в зависимости от коррекционных задач.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Учителями отбираются и комбинируются методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов.

Педагоги используют ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса педагог ориентируется на возможности ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий.

В дальнейшем трудность заданий увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Учитель следит за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверяет, понял ли его ребенок; поддерживает детей, развивает в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешает обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги, это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требует структурирования действий при выполнении заданий.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений.

Приоритетными направлениями в организации внеклассной работы и дополнительного образования в школе являются:

- включение учащихся в школьные кружки по интересам;

- развитие интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;

- планомерное развитие учебно-исследовательской деятельности;

- укрепление и развитие физического, психического, социального здоровья учащихся.

Внеклассная деятельность учащихся в школе строится в форме кружково-секционной работы, которая проводится во второй половине дня.

В рамках Школьного интеллектуального марафона учащиеся школы имеют возможность принимать участие в районных и городских олимпиадах и конкурсах, в российских заочных конкурсах – олимпиадах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России: Познание и творчество», в Международной олимпиаде по основам наук, в играх-конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЭМУ» и т.д. На базе школы созданы кружки и секции. Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного и культурного пространства школы, так как включает школьника в многогранную интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Особенности информационного и материально-технического обеспечения.В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательное учреждение обеспечено учебниками, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Учителя, специалисты сопровождения и обучающиеся имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.

Библиотека МБОУ СОШ № 9 укомплектована общими печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно- библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы общего образования.

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

Требования к кадровым условиям реализации адаптированной образовательной программы:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,

- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ,

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.

Учителя, занятые в образовании обучающихся с ЗПР должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Гарантией реализации основной образовательной программы в полном объеме является 100%-ая обеспеченность педагогическими кадрами при соблюдении следующих характеристик:

- доля педагогов, имеющих профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету - 100%; - доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование - не менее 75%; - доля педагогов высшей и первой квалификационной категории - не менее 65%; - доля педагогов, систематически осуществляющих повышение квалификации по вопросам психолого-педагогических технологий работы с детьми, имеющими ЗПР - 100%; - доля педагогов, владеющих информационно-коммуникационными технологиями - 100%.

Кадровый ресурс, способный реализовать адаптированную образовательную программу, представлен не только учителями-предметниками, прошедшими специальную профессиональную подготовку по образовательным программам по вопросам организации специальных условий для детей с ОВЗ, но и также педагогом-психологом, учителем-логопедом и врачом.

Специалист

Требования к подготовке

Функция

Педагог- психолог

высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

-по специальности: «Специальная психология»;

-по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

 -по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области;

-по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Обязательны курсы повышения квалификации в области психологии детей с нарушениями развития, подтвержденные сертификатом установленного образца.

Проведение психологической диагностики; осуществление коррекционной работы; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение и профилактика.

В результате коррекционно-развивающих занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Учитель- логопед

высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: - по специальности: «Логопедия»; - по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; - по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии Обязательны курсы повышения квалификации в области психологии детей с нарушениями развития, подтвержденные сертификатом установленного образца.

Задачами логопеда является диагностика и коррекция проблем, связанных с речью

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья действует консилиум, который предоставляет комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.

Непрерывность профессионального развития работников школы обеспечивается освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые три года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами. В случае если такие специалисты будут отсутствовать образовательное учреждение должно быть включено в систему комплексного взаимодействия учреждений образования различного уровня с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, обеспечения медицинского обслуживания, получения своевременной квалифицированной консультативной помощи всеми нуждающимися субъектами образовательной деятельности: организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций.

Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Организация медицинского обслуживания и питания Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с ОВЗ является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является и ранней диагностики заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний, что обуславливает необходимость участия школьников в диспансеризации и организацию системы профилактических мероприятий.

Диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия могут быть организованны как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями. Для данной группы детей в школе организовано двухразовое горячее питание за счет средств субвенции.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:

- организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

- организации временного режима обучения;

-организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- техническим средствам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

- специальным дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.

Специфика требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.

Материально-техническая база школы позволяет решать образовательные задачи коррекционного обучения.

В образовательном учреждении есть кабинет для индивидуальных и групповых занятий учащихся с педагогом-психологом. Работают библиотека с читальным залом  и книгохранилищем. Все кабинеты школы имеют компьютеризированное рабочее место учителя. В учебных целях используется стационарный компьютерный класс. Компьютеры объединены общешкольной локальной сетью и обеспечены широкополосным выходом в Интернет.

Обеспечено горячее питание, медицинское обслуживание и физическая охрана учащихся. Финансовое обеспечение Финансово-экономические условия должны обеспечивать возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ.

Муниципальным заданием, в соответствии с которым осуществляется финансирование МОУ СШ № 9, предусмотрена реализация адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.

Структура расходов на образование включает:

1. Образование обучающегося на основе адаптированной основной образовательной программы.

2. Сопровождение обучающегося в период его нахождения в образовательной организации.

3. Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

4. Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

9. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

Требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок, формы и периодичность текущего контроля и промежуточной учащихся устанавливает «Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения». Годовые контрольные работы по учебным предметам федерального компонента учебного плана школы для обучающихся с ЗПР проводятся с использованием тех же оценочных материалов, что и для обучающихся общеобразовательных классов.

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 9).

Для получения аттестата участники сдают обязательные экзамены: русский язык и математика. Кроме того, участники могут сдавать экзамены по выбору: литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика и ИКТ, иностранные языки. Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ), - определяются выпускниками с ОВЗ самостоятельно. ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы. ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

Рособрнадзором ежегодно разрабатываются и публикуются разъяснения (Методические рекомендации) по вопросам экзаменационных материалов по всем учебным предметам для ГВЭ (письменная форма и письменная форма).

В Методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий. Особенности ГВЭ по русскому языку для детей с ЗПР: изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.

Экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения (по выбору выпускника); требования к минимальному объему развернутых ответов 49 сокращены; тексты сюжетны и адаптированы с учетом категории экзаменуемых; формулировки заданий упрощены; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику участников с ОВЗ.

На каждого обучающегося с ЗПР составляется Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта).

Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося после каждого психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк).

Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.

 

 

Официальный интернет-портал правовой информации

Счетчик посещений

394250
Today
Yesterday
This Week
Last Week
This Month
Last Month
All days
287
866
2545
389221
7877
8678
394250
Your IP: 3.224.220.101
Server Time: 2024-04-26 22:53:32
счетчик joomla