Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МОУ СШ №9 - Описание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

Описание адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования

обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).

 

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это об­ра­зо­ва­тель­ная программа, адаптированная для обучения этой категории обу­ча­ю­щи­х­ся с учетом особенностей их психофизического развития, ин­ди­ви­ду­аль­ных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и со­ци­аль­ную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся  с расстройствами аутистического спектра (РАС)  МОУ СШ №9 г. Волжского Волгоградской области (далее – АООП НОО РАС) разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее — Стандарт).

ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.4) направлена на развитие у них необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Образование обучающихся с РАС (вариант 8.4) связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, умением использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни.

Смыслом образования такого обучающегося является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося с РАС с выраженной умственной отсталостью пределах. Требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах.

В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря этому варианту образования все обучающиеся с РАС с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития обусловливают необходимость разработки СИПР.

Целью реализации СИПР является включение обучающихся с РАС, обучающихся по варианту 8.4, в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение обучающимися самостоятельности в доступных для них пределах в решении повседневных жизненных задач.

Итоговые достижения обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с РАС без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых умений и навыков для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент "жизненная компетенция") готовит обучающегося с РАС (вариант 8.4) к использованию, приобретенных в процессе образования, способностей для активной жизни в семье и обществе.

Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, обеспечивающие нормализацию его жизни.

Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.4) и СИПР.

Обучающийся с РАС, имеющий умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), ТМНР, получает образование по адаптированной основной образовательной программе (вариант 8.4), на основе которой образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую его общие и специфические образовательные потребности.

Принципы и подходы к построению АООП начального общего образования для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 8.4) предполагают учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в большом разнообразии возможностей освоения содержания образования. Разработка СИПР базируется на следующих положениях:

учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся, особых образовательных потребностей;

обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения; создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП для обучающихся с РАС (варианты 8.2, 8.3);

необходимость использования специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

адекватность программы возможностям обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной отсталостью, ее соответствие запросам семьи и рекомендациям специалистов;

неоднородность состава данной группы обучающихся; широкий диапазон возможностей освоения обучающимися федеральных адаптированных образовательных программ начального общего образования в различных условиях обучения;

иное соотношение "академического" и компонента "жизненной компетенции" в ФАОП для обучающихся с РАС по варианту 8.4 по сравнению с вариантами 8.2 и 8.3;

направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни обучающегося;

учет потенциальных возможностей обучающихся и "зоны ближайшего развития";

использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального образования;

включение родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.

Разработка СИПР рассматривается как необходимое условие получения образования обучающимися с РАС и другими тяжелыми нарушениями развития.

Вариант 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов обучающихся с РАС со сверстниками и взрослыми.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

В соответствии со ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 8.4) обучающимся с РАС обеспечивается нецензовый уровень начального образования. Результаты освоения АООП НОО обучающимися с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в варианте 8.4 оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС (вариант 8.4) адаптированной основной образовательной программы должны:

1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом, системой оценки результатов освоения ФАОП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.4) и составленной на ее основе индивидуальной образовательной программы;

2) являться основой для разработки АООП (вариант 8.4) образовательной организацией.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ применительно к варианту 8.4 АООП результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Официальный интернет-портал правовой информации

Счетчик посещений

614701
Today
Yesterday
This Week
Last Week
This Month
Last Month
All days
9
153
1475
612256
3917
16092
614701
Your IP: 173.252.107.20
Server Time: 2024-11-24 02:57:09
счетчик joomla