Положение
о работе службы психолого-педагогического сопровождения
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Служба) определяет и регламентирует организационно-методическую основу деятельности Службы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. (далее Учреждение).
1.2. Служба представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
1.3. Нормативно-правовой основой деятельности Службы являются:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Закон Волгоградской области от 04.10.2013 №. 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области»;
- Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 30.07.2014 № 930 «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области»;
- настоящее Положение;
- устав общеобразовательного учреждения;
1.4. Основными задачами Службы являются:
- предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации детей- инвалидов, детей с ОВЗ;
- содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психолого-педагогическое проектирование и мониторинг условий и результатов образовательного процесса;
- создание развивающей, психологически безопасной, здоровьесберегающей
образовательной среды;
- формирование психологической культуры детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие детей- инвалидов, детей с ОВЗ на всех этапах воспитания и обучения;
- оказание своевременной адресной помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
2.1. В состав Службы входят заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, медицинский работник, учителя-предметники и другие специалисты Учреждения, необходимые для организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ (далее специалисты психолого-педагогического сопровождения).
2.2. Состав Службы утверждается приказом директора Учреждения.
2.3. Деятельность Службы основана на взаимодействии специалистов психологопедагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников Учреждения, межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, взаимодействии с родителями (законными представителями) детей- инвалидов, детей с ОВЗ.
|
3. Организация работы
3.1. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям-инвалидам, детям с ОВЗ на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
3.2. Зачисление детей-инвалидов, детей с ОВЗ в Службу осуществляется на основании приказа директора Учреждения.
3.3. Специалисты Службы подчиняются режиму работы, установленному в Учреждении.
3.4. Специалисты Службы оказывают:
- методическую помощь учителям-предметникам, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- специализированную помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ, нуждающимся в психолого-педагогической помощи;
- консультационную помощь педагогическим и руководящим работникам Учреждения, родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
3.5. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению включают в себя:
- психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта, образовательных программ;
- коррекционно-развивающую работу с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ (разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
- психологическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей детей-инвалидов, детей с ОВЗ, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного
неблагополучия в психическом и личностном развитии детей-инвалидов, детей с ОВЗ, возникновения явлений дезадаптации).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными обучающимися и группами обучающихся по проблематике. Работа с педагогическими и руководящими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) детей- инвалидов, детей с ОВЗ реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.
4. Права и обязанности специалистов Службы
|
4.1. Право на реализацию психолого-педагогического сопровождения и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты Службы, имеющие высшее или среднее профессиональное образования, и подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке.
4.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты Службы руководствуются правами обучающихся, профессиональным долгом, нормативно-правовыми актами в области образования и защиты прав детей.
4.3. В своей профессиональной деятельности специалисты Службы имеют право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательных отношений и возможностей общеобразовательного учреждения;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
4.4. В своей профессиональной деятельности специалисты Службы обязаны:
- в решении всех вопросов исходить из интересов детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
- руководствоваться следующими этическими принципами:
Принцип конфиденциальности:
- лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
- информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;
- отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях. •
Принцип компетентности:
- специалисты психолого-педагогического сопровождения должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые сточки зрения современной психологической, педагогической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- применять современные .обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:
- обоснованность психологического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
- правильность оформления протоколов и сохранность документации;
- постоянное повышений своей профессиональной квалификации.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 5от 09.11.2016 г.
Утверждаю
директор МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. __________ Е.В.Караченец
|
Положение
о работе службы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Служба) определяет и регламентирует организационно-методическую основу деятельности Службы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. (далее Учреждение).
1.2. Служба представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
1.3. Нормативно-правовой основой деятельности Службы являются:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Закон Волгоградской области от 04.10.2013 №. 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области»;
- Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 30.07.2014 № 930 «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области»;
- настоящее Положение;
- устав общеобразовательного учреждения;
1.4. Основными задачами Службы являются:
- предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации детей- инвалидов, детей с ОВЗ;
- содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психолого-педагогическое проектирование и мониторинг условий и результатов образовательного процесса;
- создание развивающей, психологически безопасной, здоровьесберегающей
образовательной среды;
- формирование психологической культуры детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие детей- инвалидов, детей с ОВЗ на всех этапах воспитания и обучения;
- оказание своевременной адресной помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
|
2.1. В состав Службы входят заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, медицинский работник, учителя-предметники и другие специалисты Учреждения, необходимые для организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ (далее специалисты психолого-педагогического сопровождения).
2.2. Состав Службы утверждается приказом директора Учреждения.
2.3. Деятельность Службы основана на взаимодействии специалистов психологопедагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников Учреждения, межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, взаимодействии с родителями (законными представителями) детей- инвалидов, детей с ОВЗ.
|
3. Организация работы
3.1. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям-инвалидам, детям с ОВЗ на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
3.2. Зачисление детей-инвалидов, детей с ОВЗ в Службу осуществляется на основании приказа директора Учреждения.
3.3. Специалисты Службы подчиняются режиму работы, установленному в Учреждении.
3.4. Специалисты Службы оказывают:
- методическую помощь учителям-предметникам, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- специализированную помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ, нуждающимся в психолого-педагогической помощи;
- консультационную помощь педагогическим и руководящим работникам Учреждения, родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
3.5. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению включают в себя:
- психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта, образовательных программ;
- коррекционно-развивающую работу с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ (разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
- психологическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей детей-инвалидов, детей с ОВЗ, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного
неблагополучия в психическом и личностном развитии детей-инвалидов, детей с ОВЗ, возникновения явлений дезадаптации).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными обучающимися и группами обучающихся по проблематике. Работа с педагогическими и руководящими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) детей- инвалидов, детей с ОВЗ реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.
|
4. Права и обязанности специалистов Службы
|
4.1. Право на реализацию психолого-педагогического сопровождения и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты Службы, имеющие высшее или среднее профессиональное образования, и подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке.
4.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты Службы руководствуются правами обучающихся, профессиональным долгом, нормативно-правовыми актами в области образования и защиты прав детей.
4.3. В своей профессиональной деятельности специалисты Службы имеют право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательных отношений и возможностей общеобразовательного учреждения;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
4.4. В своей профессиональной деятельности специалисты Службы обязаны:
- в решении всех вопросов исходить из интересов детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
- руководствоваться следующими этическими принципами:
Принцип конфиденциальности:
- лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
- информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;
- отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях. •
Принцип компетентности:
- специалисты психолого-педагогического сопровождения должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые сточки зрения современной психологической, педагогической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- применять современные .обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:
- обоснованность психологического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
- правильность оформления протоколов и сохранность документации;
- постоянное повышений своей профессиональной квалификации.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 5от 09.11.2016 г.
|