Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МОУ СШ №9 - Положение об автономном классе

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АВТОНОМНОМ КЛАССЕ

 

  1. Общие положения.

1.1.              Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1.2.              Положение определяет порядок создания и функционирования Автономного класса на базе общеобразовательной организации с целью создания специальных образовательных условий для обучения и коррекции нарушений поведения, коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра, а также сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи (далее - РАС).

 

II. Цель и задачи создания Автономного класса

2.1. Автономный класс создаётся с целью обеспечения обучающимся с РАС реализации права на получение общего образование в условиях инклюзивного образования, в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками.

2.2. Задачи:

- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС на основе адаптированных образовательных программ (далее - АОП) и индивидуальных учебных планов (далее - ИУП) в рамках реализации основной общеобразовательной программы (далее ООП);

- подготовка обучающихся с РАС к включению в общеобразовательные классы, и обучению совместно с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.

 

III. Организация функционирования Автономного класса

3.1. На основании заявления родителей (законных представителей) дети с РАС зачисляются в автономный класс, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) приказом по ОО.

3.2. Предельная наполняемость Автономного класса не может превышать 8 учащихся, посещающих Автономный класс в постоянном режиме.

3.3. Для каждого обучающегося с учетом результатов специализированного комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и социальным навыкам разрабатываются АОП и ИУП.

3.4. Образовательный процесс в Автономном классе осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного анализа поведения.

3.5. Функционирование Автономного класса предусматривает:

- организацию специального пространства для обучающихся с РАС;

- организацию специального режима обучения;

- организацию специального рабочего места обучающегося с РАС;

- организацию рабочего места учителя;

- наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;

- наличие специальных приложений к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

3.6. Помещение, в котором организуется функционирование Автономного класса выбирается в удалении от общеобразовательных классов и в шаговой доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место учителя.

3.7. Функционирование Автономного класса осуществляется в двух режимах - постоянном и консультативном.

3.8. Постоянный режим предусматривает:

- не менее 80 % времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС  АОП внутри пространства Автономного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;

- проведение консультаций специалистами Автономного класса родителей (законных представителей) обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа.

3.9. Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого включения (инклюзии) учащихся с РАС, посещающих Автономный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в общеобразовательных классах, а также о количестве времени и уроках, на которые включается учащийся, принимают специалисты Автономного класса на основе следующих критериев:

- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут;

- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;

- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) в 80% случаев.

3.10. Консультативный режим предусматривает:

- не менее 80% времени, затраченного на освоение учащимся с РАС АОП в среде типично развивающихся сверстников в общеобразовательном классе, в который он зачислен;

- консультирование психологом и другими специалистами Автономного класса педагогических работников общеобразовательного класса и родителей (законных представителей);

 3.11. Учащиеся с РАС, посещающие Автономный класс в постоянном режиме, могут быть переведены на консультативный режим или обратно. Решение о переводе принимается коллегиально работниками Автономного класса по согласованию с родителями (законными представителями).

 

IV. Управление функционированием Автономного класса.

            4.1. Функционирование Автономного класса регламентируется локальными правовыми актами ОО (Приложение 1) и специальными требованиями к специалистам, которые могут быть внесены в должностные инструкции (Приложение 2).

4.2. Для эффективного функционирования Автономного класса в штатное расписание ОО должны быть введены следующие штатные единицы:

- учитель-логопед;

- педагог-психолог;

- тьютор (1 ставка на каждого учащего).

4.3. Руководство функционированием  Автономного класса осуществляет заместитель руководителя ОО в соответствии с приказом по ОО, который выполняет следующие функции:

-   организует профессиональное взаимодействие всех специалистов  Автономного класса;

-   организует образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей учащихся с РАС;

-   обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов Автономного класса с консультантами (внешними экспертами) и другими участниками образовательных отношений;

-   осуществляет административный контроль за деятельностью специалистов Автономного класса;

-   организует составление отчетно-аналитической документации о деятельности Автономного класса.

4.4. Для осуществления научно-методического сопровождения деятельности Автономного класса, контроля за работой специалистов, организацией обучения, коррекционной работы, выдачи рекомендаций, консультирования специалистов, привлекаются консультанты, имеющие соответствующую квалификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Нормативно-правовое обеспечение функционирования Автономного класса

В рамках организации деятельности по созданию специальных образовательных условий для учащихся с РАС общеобразовательная организация:

1). Разрабатывает и утверждает следующие локальные нормативно-правовые акты:

- приказ об открытии автономного класса;

- положение об Автономном классе;

- должностные инструкции учителя автономного класса, психолога автономного класса и тьютора;

2). Вносит изменения в следующие локальные нормативно-правовые акты:

- устав общеобразовательной организации (по необходимости);

- штатное расписание;

- программу развития общеобразовательной организации (при наличии);

- положение об оплате труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Специальные требования к специалистам «Автономного класса» и их взаимодействию

1. Требования к специалистам

Для работы в Автономном классе привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В целях регламентации процесса функционирования «Автономного класса» все специалисты разрабатывают и ведут следующий пакет документов:

Учитель:

- рабочие программы по предметам;

- расписание групповых (индивидуальных) занятий и консультаций;

- методический инструментарий, включая тесты развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;

- аналитические таблицы и графики по оценке развития академических, социальных, физических и функциональных навыков обучающихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме;

- планы и программы индивидуальных и групповых занятий по формированию учебных навыков учащихся, посещающих «Автономный класс» в постоянном режиме;

- планы и программы индивидуальных и групповых занятий по формированию функциональных и социальных навыков для каждого учащегося, посещающего «Автономный класс» в постоянном режиме;

- график включения учащихся, посещающих автономный класс в постоянном режиме, в общеобразовательный класс и на занятия дополнительного образования;

- аналитический отчет за год по реализации целей, заложенных в АОП.

Психолог:

- рабочая программа психолога;

- график работы;

- расписание занятий и консультаций;

- методический инструментарий, включая тесты развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;

- аналитические таблицы и графики по частоте поведения, мешающего обучению (нежелательного) и факторам, влияющим на возникновение и продолжительность нежелательного поведения;

- индивидуальные программы коррекции нежелательного поведения учащихся, посещающих «Автономный класс», во время учебных занятий и вне учебной деятельности, аналитические отчеты по реализации данных программ;

- аналитические отчеты и рекомендации о включении учеников автономного класса в процесс обучения в общеобразовательном классе;

- аналитический отчет за год.

Тьютор:

- план работы тьютора;

- график работы;

- расписание занятий;

- бланки тестирования развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;

- чек-листы учета количества правильных ответов на индивидуальных/групповых занятиях по формированию новых учебных навыков;

- чек-листы учета количества правильных ответов на индивидуальных/групповых занятиях по формированию новых функциональных и социальных навыков;

- чек-листы частоты нежелательного поведения во время занятий и вне учебной деятельности;

- таблицы по описанию факторов, влияющих на возникновение и продолжение нежелательного поведения;

- дидактические и адаптированные материалы.

2. Взаимодействие специалистов Автономного класса

Психолог Автономного класса:

- осуществляет консультативную поддержку учителя Автономного класса и тьюторов, а также учителей общеобразовательных классов (учителей начальных классов, учителей-предметников) и педагогов дополнительного образования по вопросам коррекции нежелательного поведения и организации включения учащихся, посещающих Автономный класс, в процесс обучения в общеобразовательном классе;

- определяет факторы, препятствующие адаптации и инклюзии учащихся, посещающих Автономный класс, путем анализа данных по наблюдению за поведением, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. На основе анализа данных наблюдения за поведением, препятствующим успешной адаптации, составляет программу коррекции поведения и обучает ее реализации учителя Автономного класса и тьюторов, учителей общеобразовательных классов, а также других педагогических работников;

- формирует рекомендации по инклюзии учащихся, посещающих Автономный класс в постоянном режиме, в процесс обучения в общеобразовательные классы, в том числе рекомендации о продолжительности включения, и о выборе уроков, на которые включается обучающийся;

- организует мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся Автономного класса, включающие проведение консультаций и мероприятий по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов об особенностях детей с РАС.

Учитель Автономного класса:

- осуществляет консультативную поддержку учителей общеобразовательного класса, а также педагогов дополнительного образования, по вопросам организации образовательного процесса и адаптации учебных материалов;

- совместно с учителями общеобразовательного класса определяют учебные предметы, которые учащийся, посещающий Автономный класс в постоянном режиме, будет посещать в общеобразовательном классе.

Тьюторы   Автономного класса сопровождают обучающихся, на уроках в общеобразовательных классах и на занятиях дополнительного образования, помогая учителям общеобразовательных классов и педагогам дополнительного образования создавать условия для наиболее эффективного освоения АОП.

Обеспечение взаимодействия с учреждениями образования и культуры, организациями здравоохранения, социального развития и социальной защиты, представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и укрепления здоровья, обучающихся осуществляет руководитель и заместитель руководителя ОО.

 

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1от 28.08.2017

 

Календарь

« March 2022 »
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Официальный интернет-портал правовой информации

Счетчик посещений

611499
Today
Yesterday
This Week
Last Week
This Month
Last Month
All days
46
270
316
609346
715
16092
611499
Your IP: 37.27.55.74
Server Time: 2024-11-05 09:42:11
счетчик joomla