Программа
профориентационной работы
"Я выбираю профессию"
В МОУ СШ № 9
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:
формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
активизация проблемы выбора профессии;
выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:
Профессиональное просвещение
Профессиональное воспитание
Профессиональная диагностика
Профессиональная консультация
Профессиональный отбор
Профессиональная адаптация
Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:
Педагоги
Родители
Учащиеся
Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.
Цель: Ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию Концепции модернизации российского образования
(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.
Задачи:
1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.
.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.
3. Создание условий для личностного роста учащихся.
Основные направления работы:
1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Профориентационная работа может осуществляться на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии
2. Диагностическое направление. Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее). В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора
Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная подготовка.
2. Профориентационные минутки на уроках.
3. Дискуссии, беседы, классные часы.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации специалистов по вопросам самоопределения (психолог)
7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.
8. Налаженная экскурсионная работа
9. Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры
11. Школьная печать (выпуск стенгазет, буклетов, реклам)
12. Встречи с людьми разных профессий, приглашение специалистов профконсультантов, просмотр видеофильмов.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение:
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы о своих профессиях.
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.
Классные родительские собрания:
1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.
2 класс - Воспитание желания трудиться.
3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные мастерские.
5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков
6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.
7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.
9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.
Общешкольные родительские собрания:
1- 4 классы – Проблемы трудового обучения и воспитания в семье и школе»
5 -8 класс – «Роль родителей в формировании профессионального интереса ребёнка»
9 класс - «Куда пойти учиться и работать»
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
1 ступень (1-4 классы)
«Человек трудом славен»
Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать в 1-4 классах.
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
Расширение представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.
Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
Воспитание уважения к людям труда.
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
Содержание материала: Свидетельство о рождении
Уточнение знаний учащихся по записям своего документа.
Учащиеся должны знать: название документа и его содержание, условия хранения документа, фамилию, имя, отчество ученика, дату рождения, название страны, где ученик родился, сведения о родителях, название учреждения выдавшего документ.
2. Беседы по трудовому воспитанию.
1. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
2. «Ученье и труд рядом идут»
3. «Мое любимое занятие в свободное время»
4. «Что ты должен делать сам?» (о самообслуживающем труде)
5. «Мой труд дома» (бытовой труд)
6. «Белоручек нам не надо, мастера везде нужны» (общественно-полезный труд)
7. «О труде людей осенью, зимой, весной, летом» (экскурсия на пришкольный участок)
8. «Труд – умелые руки любит»
9. «Что такое трудолюбие и как его воспитать»
3. Знакомство с миром профессий.
1. «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия по школе)
2. Экскурсия по селу (знакомство с профессиями людей, обеспечивающих порядок и чистоту, работающих на транспорте)
3. Профессии наших родителей.
4. «Как рубашка в поле выросла»
5. «От зернышка до булки»
6. «Кто построил моё село?» (строительные профессии)
7. «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются книги, экскурсия в библиотеку)
8. «Письма, телеграммы в дом приносит славный почтальон» (экскурсия на почту)
9. Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)
10. Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца.
11. Экскурсия в школьные учебные мастерские.
Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны»
4. Практическая часть
«Делу время – потехе час» (практикум – сервировка стола, уборка посуды со стола, мытье посуды)
Конкурс «Лучший рисунок о труде»
Выставка изделий учащихся и родителей.
Труд на пришкольном участке.
Организация дежурства в классе.
5. Диагностика.
1. Анкета «Мой труд дома»
2. Рисунок «Мои родители на работе»
3. Методика «Моё любимое дело»
4. Анкета «Мои желания»
5. Игровая методика «По морю любимых занятий»
6. Методика выбора школьных предметов «Почему я тебя выбрал»
7. Анкета «Что я умею делать сам»
8. Диагностика сформированности трудовых навыков.
6. Исследовательская деятельность
Проект “Профессии родителей глазами детей»
Участие в проекте предусматривает: беседы с родителями, экскурсии к ним на работу, выпуск газеты “Наши родители на работе” с фотографиями, рисунками, краткой информацией о том, что они делают, чем занимаются на работе, какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.
Учащиеся заранее придумывают вопросы, которые будут задавать родителям о профессии. Учитель поручает детям пригласить своих пап и мам в школу и рассказали о своей работе. Вместе с родителями разрабатываются план выступления и последующая организация одного из этапов конкурса умельцев. Родители приносят на выставку изделия, которые они сделали сами.
2 ступень (5-8 классы)
"В мире профессий"
Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к труду и выбору профессии, через уточнение знаний детей о мире профессий, пропаганду профессий, доступных для детей с проблемами в развитии. Знакомство с огромным миром профессий возможно в 5-8 классах путем использования различных форм и методов: рассказ, беседа, встречи, экскурсии, просмотр д/фильмов, к/фильмов, альбомов. Воспитывать качества личности, необходимые при организации профориентационной трудовой деятельности: трудолюбие, положительное отношение к выбранной профессии, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, бережливость, качество результатов труда, профессиональный долг, честь и этика.
Направления работы: Знакомство с миром профессий. Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. Изучение профессиональных намерений, интересов.
Цель: Подготовить учащихся к труду, расширить представление о многообразии мира профессий, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.
Задачи:
Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,
Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.
Выработать навыки и привычки к труду, воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
Познакомить учащихся с доступными профессиями,
Дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда).
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющий личность гражданина РФ
Содержание материала: Паспорт гражданина РФ.
Учить ориентироваться в документе, находить требуемые сведения, заполнять анкету.
Учащиеся должны знать: содержание записей в документе, условия его получения и хранения.
Ознакомительная экскурсия в паспортный отдел – знакомство со стендами по заполнению документов на получение паспорта. Порядок получения паспорта. Возможность обращения в паспортный отдел в случае утери паспорта
2. Беседы по профориентации на тему:
Почему люди работают?
«Хочу» и «надо» в твоей учёбе и поведении.
Многообразие мира профессий.
Знакомство со страной профессий.
Чем различаются разные профессии?
Профессии и их классификация.
Правило хорошего выбора профессии ("хочу" - "могу" - "надо")
Мир профессий и твое место в нем.
«Что я знаю об избранной мной профессии?» (рассказы детей)
Мое любимое занятие в свободное время.
Всякий труд у нас в почете «Дорога в рабочие»
«Кем я хочу быть и почему?»
«Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость людям, встреча с ветеранами труда)
3. Знакомство с миром профессий.
Итоговое занятие: "Все работы хороши - выбирай на вкус".
4. Практическая часть
«Всё делать своими руками» (работа в школьных мастерских)
Отчёты о выполнении поручения.
Дежурство по школе и классу.
Конкурсы прикладного творчества.
Конкурс песни «Много профессий хороших и разных»
Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд»
5. Диагностика.
1. Тест «Мои ценности труда»
2. Творческая работа «Реклама профессии»
3. Методика «Что я учитываю, выбирая профессию»
4. Диагностика сформированности трудовых навыков
5.Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
6. Исследовательская деятельность
Проект «Мир профессий» Данный проект проводится с целью осуществления профессионального воспитания и социализации школьников. Участие в проекте даст учащимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий. Участие в проекте предусматривает диагностику профессиональных склонностей, намерений, способностей, направленностей учащихся, организацию встреч с людьми разных профессий, проведение обзорных, тематических экскурсий на предприятия города, организация творческих мастерских. Предполагаемые продукты проекта: «Парад профессий, которые мы выбираем», «Защита профессии», выставка изделий учащихся, конкурс творческих работ «Моя любимая профессия» (рисунки, сочинения), реклама рабочих мест.
3 ступень (9 -11 кл.)
«Кем быть?»
Особенности: будущему выпускнику необходима помощь в формировании правильного понимания сущности профессии и самоопределения, адекватного принятия решения о выборе профессии, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления работы: Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, углублённая допрофессиональная подготовка, экскурсии на производства, анкетирование, встречи с центром занятости населения.
Цель: Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся 9 класса на основе получения знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов знаний.
Задачи: 1. Ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в актуальных социально-экономических условиях.
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-
психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Содержание программы:
1. Общие сведения о документах, удостоверяющий личность гражданина РФ
Содержание материала: Страховой полис. Пенсионное удостоверение инвалида.
Роль данных документов, заполнение необходимых сведений по своему документу по образцу.
Практическая работа: заполнение анкеты по образцу при поступлении на работу
2. Профориентационная работа по самоопределению
1. Несколько слов о взрослой жизни, или добро пожаловать в мир труда
Содержание материала: роль труда в жизни людей, анализ нравственных ценностей труда.
Практическая работа: анкета «Как ты относишься к труду?» (упражнение «Закончи предложения»)
2. Твои требования к профессии
Содержание материала: формулирование трёх главных требований к выбору профессии: профессия должна быть интересной, профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности, профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Практическая работа: анкета «Мой выбор» (умение анализировать собственный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями)
3. Самый надежный способ выбора профессии
Содержание материала: самый надежный способ выбора профессии выглядит так: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, отработка последовательности действий при выборе профессии, анализ ошибок при выборе профессии.
Практическая работа: анализ проблемных ситуаций, поиск ошибок
4. Профессиональные интересы ("хочу")
Содержание материала: знакомство с профессиональным выбором учащихся, рассказ о своей любимой профессии.
Практическая работа: анкета «Ориентация - 1», изучение профессиональных желаний учащихся, составление профессиограммы любимой профессии.
5. Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу")
Содержание материала: рассказ о профилях трудового обучения в школе и оценка степени освоения трудовых навыков, анализ медицинских противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся.
Практическая работа: анкета «Мои способности», «Моё здоровье», анкета «Ориентация - 2» (соответствие выбора профессии «Хочу» и «Могу»)
6. Современный рынок труда ("надо").
Содержание материала: знакомство с многообразием форм занятости, рассказ как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест.
Практическая работа: анкета «Ищу работу в своём городе»,
Ознакомительная экскурсия: в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банке вакансий,
7. Куда пойти учиться?
Содержание материала: знакомство с «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования, знакомство с формами получения НПО, СПО и ВУЗ, возможности выпускника школы для поступления, условия приёма в учебное заведение, учебный процесс, профессии, полученные по окончании, трудоустройство по полученной профессии
Практическая работа: анкета «Как получить профессию», заполнение документов для поступления в ПТУ (тренировка по заполнению образцов заявлений и анкет), встречи с выпускниками, закончившие профессиональные училища и курсы профессиональной переподготовки.
Ознакомительные экскурсии: в профессиональные училища и Центры занятости.
8. Куда пойти работать?
Содержание материала: знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием рекомендательного письма. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах и на информационных стендах.
Практическая работа: ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями о трудоустройстве, составление обращения с просьбой о трудоустройстве к родителям, родственникам, знакомым, встречи с работающими выпускниками, работодателями, поиск работы по объявлению
Ознакомительная экскурсия: экскурсии на производства
9. Производство, дисциплина труда.
Содержание материала: знакомство с нормативно-правовыми документами (Устав, Трудовой договор и т.д.), определение качеств делового человека, знакомство с деловыми бумагами.
Практическая работа: самооценка своих профессиональных качеств, оформление деловых бумаг, необходимых на работе (заявление, объяснительная записка, расписка и т.д.)
Ознакомительная экскурсия: встреча с работодателем (директор школы или предприятия)
10. Трудовое законодательство.
Содержание материала: знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс), правами в трудовой деятельности.
Практическая работа: работа с официальными документами, встреча с социальным педагогом.
11. Индивидуальная ситуация выбора профессии.
Содержание материала: знакомство со схемой выбора профессии "Восемь углов" профессионального самоопределения
Практическая работа: составление личного профессионального плана «Мой жизненный путь»
3. Исследовательская деятельность
Проект «Мой выбор»
Участие в данном проекте способствует целенаправленному формированию у старшеклассников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности. Цель данного проекта – развитие у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии. Выпускниками школы разрабатывается личный план подготовки к избранной профессии.
Ожидаемый результат:
Реализация программы профориентационной работы «Я выбираю профессию»:
конкретизирует цели профориентационной работы;
содействует моменту социализации у учащихся;
позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
даст учащимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий,
позволит создать условия для преемственности поколений;
выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
достаточная информация о профессии и путях ее получения
потребность в обоснованном выборе профессии
уверенность школьника в социальной значимости труда
степень самопознания школьника
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать:
как поступить
как искать работу и трудоустроиться
как обращаться в различные учреждения, работать с различными документами, общаться с работодателями и членами трудового коллектив.