Как вести профориентационную работу в школе?
Многие родители убеждены, что после школы нужно обязательно поступать в вуз и учиться на юриста или экономиста, несмотря на то, что эти специальности сегодня не самые востребованные. Школьники же оторваны от действительности и смутно представляют, какие профессии востребованы и перспективны.
Рынок труда претерпевает изменения. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не поспевает за течением времени, поэтому важно знакомить будущих выпускников с миром профессий сегодняшнего и даже завтрашнего дня.
Чтобы избежать ошибок при выборе профессии, школьнику необходима поддержка со стороны педагогов и родителей. По этой причине задачей образовательной организации становится подготовка учеников к профессиональному самоопределению.
На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школах подчёркивается в следующих нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
В статье 66 закона «Об образовании» говорится:
Среднее общее образование направлено на <...> формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это идеальный образ. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.
Итоги Всероссийской профдиагностики – 2017:
- 29% школьников выбрали и профессию, и образование;
- 26% – только образование;
- 16% – только профессию;
- 29% – ничего не выбрали.
При этом 21,5% школьников заявили, что до тестирования вовсе не задумывались о выборе будущей профессии. Подросток просто не в состоянии сделать такой выбор, так как ещё не осознаёт все аспекты жизни после школы.
Мнение экспертов
Елена Романова – руководитель направления «Психологическая диагностика», тренер-консультант, координатор проекта «Выездные программы» Центра психологического развития и обучения детей и подростков «Архитектура Будущего» в Санкт-Петербурге представила рейтинг типичных проблем, с которыми сталкиваются подростки.
- «Мама, я буду бизнесменом».
– Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею-фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству? Чаще всего, за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как ещё можно получить хороший заработок. Ещё одна проблема, с которой мы сталкиваемся регулярно, – незнание, какие вообще профессии бывают, кроме экономиста, журналиста и юриста (и то не всегда сведения подростков соответствуют реальности). Ну, и учитель, вроде как, ребятам более-менее понятен. Решение – предоставлять актуальную информацию. База для принятия решения по выбору профессии – наличие достоверных знаний о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе.
- «Не могу выбрать».
– Вторая по распространённости проблема, с которой к нам обращаются. Вроде как, чадо уже придумало себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребёнок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере. Решение – учить техникам принятия решения.
- «Не знаю, кем мне быть».
– Как правило, растерянных подростков (проф)ориентируют на основе их желаний и представлений (благо, быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно). Есть одно «Но»: успех в работе обеспечивают не только интересы, но и способности. Да и особенности характера играют немалую роль. А им внимания уделяется консультантами маловато. Решение – качественно структурировать интересы, склонности и способности школьника и анализировать области пересечения с потребностями рынка труда. Существует одно японское понятие – «Икигай», дословно означающее «смысл жизни». Отлично ложится на профориентацию: для достижения удовлетворения и ощущения смысла в работе необходимы четыре компонента: «люблю и хочу делать», «хорошо умею и в этом силён», «то, что нужно людям» и «за что платят». Именно в их пересечении и находится гармония.
- «Куда поступать и как?».
– Что скрывается за словом «поступление»? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а даже чаще – родителям) у тех, кто уже прошёл испытание и стал обладателем заветной зачётной книжки. Или с разнообразных сайтов, посвящённых среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов. И поступление превращается в кромешный стресс. Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации? Решение – дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы. Предупреждён – значит, вооружён. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определённость этого важного, но нервного события. Как устроено сейчас обучение в ВУЗе, как заполнить заявление, сколько каких фотографий и справок надо, что должно быть в портфолио и что оно вообще даёт, как его составить, как происходит формирование рейтингов абитуриентов, какие «подводные» камни могут быть (желательно из опыта уже поступивших счастливчиков) – на эти многие другие актуальные вопросы подросткам и их родителям нужны ответы.
- «Я выбрал. Что делать дальше?».
– Чадо мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год. Я выбрал – что делать? А ещё бывает так: «ой, я туда не поступлю, это же сложно!» А на самом деле за этим «сложно» часто скрывается «боюсь и не знаю, с чего начать». Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Всё это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу. Решение – формулирование плана действий будущего абитуриента. Модное сейчас словосочетание «образовательная и карьерная траектория» – это и есть этот план. Чем он конкретнее, тем лучше.
Евгений Должкевич – руководитель и методист образовательного центра «Хорошист» в Зеленограде предлагает четыре способа, как расширить представление школьников о мире профессий.
- Крупные профориентационные мероприятия.
– Это выставки для школьников, ярмарки профессий, дни профориентации и карьеры, где можно в одном месте пообщаться с представителями вузов, ссузов, работодателей и сравнить сразу множество вариантов. Но самое важное – послушать спикеров-экспертов в сфере карьеры, рынка труда, профориентации или деятелей из конкретных отраслей, потому что именно они смогут рассказать на каких аспектах важно сфокусировать внимание при выборе профессии.
- Профориентационные мастер-классы и тематические встречи.
– Такие мероприятия, как правило, организуют образовательные и профориентационные центры, на которые приглашают специалистов из разных отраслей, чтобы школьники «из первых рук» смогли познакомиться с интересующей их сферой.
- Дни открытых дверей.
– Всем известные дни открытых дверей в ссузах, вузах, а также организация экскурсий на предприятия и в компании – не теряют актуальности.
- Внутренние профориентационные мероприятия.
– Для организации таких мероприятий либо приглашают те же образовательные центры со специалистами по профориентации, либо мероприятия по профориентации поручают в качестве дополнительной нагрузки сотрудникам школы, что не всегда эффективно.
Этапы профессиональной ориентации
Профессиональная диагностика
На первом этапе школьник должен определить свои интересы и способности. Тесты на профориентацию помогают определить профессиональный тип личности, интересы, способности человека и соотнести их с тысячами профессий на современном рынке труда.
Диагностические тесты и методики:
- методика Джона Холланда;
- дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»;
- матрица выбора профессии;
- тест «Коммуникативные и организаторские склонности»;
- методика Йовайши.
Профессиональное просвещение
После определения профессиональных склонностей, ученик изучает информацию о профессии и профильном образовании. Ученикам предлагается информация о различных профессиях и состоянии рынка труда, об учебных заведениях среднего и высшего образования и вступительных испытаниях.
Тренинговые занятия
Цель этого этапа – чёткое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, психологическая подготовка к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приёме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. Для достижения этой цели проводятся игровые занятия:
- «Защита профессии перед родителями»
Цель игры – научиться аргументировать выбор профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 10 классов. Роли «родителей» и «школьников» распределяются между учениками. Игроки разыгрывают семейный конфликт по поводу выбора профессии. Итогом игры становятся совместно сформулированные правила беседы с родителями. Интересный вариант – игра с участием родителей, когда родители берут на себя роль «школьников» и отстаивают свой профессиональный выбор перед детьми.
Цель игры – расширить знания о мире профессий. Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если произносится незнакомая большинству игроков профессия, ведущий просит рассказать о ней. При проведении этой игры начинать следует с тех букв, на которые легко назвать профессии (м, о, п), постепенно переходя к более сложным буквам (ч, ц, я).
В ходе игры учащиеся знакомятся с требованиями при приёме в учебное заведение. Игра рассчитана на учеников 8 – 10 классов и абитуриентов. Между учениками распределяются роли «абитуриентов» и «членов приёмной комиссии». Результатом игры становится выявление знание об условиях поступления, обучения и возможностях трудоустройства после окончания того или иного учебного заведения.
Профориентирующие занятия и консультации подготовят школьников к осознанному выбору профессии, научат отстаивать свой выбор и подготовят к прохождению собеседования для поступления в колледж или университет.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.