Средства обучения и воспитания в МОУ СШ № 9
ОБУЧЕНИЕ
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения – передача знаний.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, проекторы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать приём немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
В ОУ используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы.
В учреждении используется 53 компьютера (из них 16 ноутбуков) для образовательного процесса.
41 кабинет школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран)
На все компьютеры и ноутбуки школы установлена обновленная версия лицензионного программного обеспечения: Базовый пакет (в пакет входят следующие продукты: Office Enterprise, Windows Professional, Core CAL All (набор подключений к серверам), Visual Studio Professional, Visio Premium). Касперский Стандартный.
Периферийная техника для образовательного процесса:
- мультимедийный проектор – 41 шт.;
- интерактивная доска – 7 шт.;
- принтер – 29 шт.;
- многофункциональное устройство – 8 шт.
Функционирует компьютерный класс на 9 учебных мест. Школа подключена к сети Интернет.
В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения.
Помещение школьной библиотеки оборудовано читальным залом для самостоятельных занятий обучающихся.
Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудован кабинет с двумя зонами: швейной и кулинария.
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работают 3 спортивных зала. Спортзалы оснащены всем необходимым спортивным оборудованием.
ВОСПИТАНИЕ
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.
Преимущества осуществления педагогической деятельности характеризуются:
достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
близостью к природе, народным обычаям, традициям;
силой общественного мнения, авторитетом педагогов;
адаптацией учащихся к современным условиям жизни.
За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:
более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребёнка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала;
происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в решении целей и задач воспитания;
наблюдается рост удовлетворённости учащихся и родителей психологическим климатом в школе, деятельностью учебного заведения;
сложились определенные традиции школы;
у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение;
педагогами осознана полезность работы по формированию детского коллектива;
под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений:
а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска;
б) вовлечение учащихся, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков и объединений;
в) ведение дневника индивидуальной работы с учащимся «группы риска»;
г) посещение их семей и тесная связь с родителями;
д) организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов.
Достигнутая устойчивость функционирования школы и результативность её деятельности, тем не менее, не снимает некоторых проблем, преодоление которых даст новый импульс развитию школы.
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Использование личностно – ориентированных технологий обучения позволяют поставить в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Концептуальные подходы воспитательной системы
Педколлектив школы наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребёнка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в областных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Средовый подход в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Цель воспитательной работы школы
Воспитание образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Задачи воспитательной работы школы
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
2. Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.
3. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.
6. Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.
Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.
Модель выпускника школы.
Ценностный потенциал:
уважение и защита прав человека и его основных свобод;
признание свободы мысли, совести;
осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
восприятие человеческой жизни как главной ценности;
социальная активность;
стремление к здоровому образу жизни.
Коммуникативный потенциал:
умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
умение решать конфликты ненасильственным путем;
умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
умение использовать механизмы защиты прав человека.
Познавательный потенциал:
знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
навыки аналитического и критического мышления;
способности к активной умственной деятельности.
Художественный потенциал:
этическая и эстетическая культура;
художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.
Творческий потенциал:
творческое мышление;
способность к самоопределению и самореализации;
разносторонние интересы.
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
Традиционные общешкольные мероприятия
Школьное самоуправление
Гражданско-патриотическая деятельность
Духовно-нравственная деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
Организация дополнительного образования
Профориентационная деятельность
Диагностика и мониторинг
Организация взаимодействия семьи и школы
Организация взаимодействия школы со средой
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само - воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления. Взаимодействие детей и взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.
Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.
Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Школьное самоуправление реализуется через детские общественные организации РДШ, юнармейский отряд, Кибердружина, осуществляющих свою деятельность в соответствии таких законодательных актов, как «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Конституция Р.Ф.», Закон РФ «Об образовании». Организации являются добровольным объединением представителей классов, организованные в целях создания условий для самовоспитания, самореализации личности ребёнка через активную творческую деятельность, для всестороннего развития и подготовки к общественной жизни. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности.
Роль и место ученической организации в школе, её авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы. Актив РДШ - союзники педагогического коллектива школы в решении её основных задач, определённых государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Детская организация, как свидетельствует опыт последних лет, часто служит стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребёнок как личность, творец, созидатель.
Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:
целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
оптимальная расстановка кадров;
формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.
Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:
принцип уважения и доверия;
принцип сотрудничества;
принцип индивидуального подхода;
принцип коллективного принятия решений;
принцип личностного стимулирования.
Руководство осуществляют директор школы, педагогический совет, Совет отцов, председатели родительских комитетов классов.
Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.