Семь шагов
для массового перехода на дистанционное обучение
использовались материалы Наталии Киселёвой
«Мобильная школа – реализация очного
и электронного образования»
https://ioe.hse.ru/news/350028268.html
Семь основных шагов:
1. Провести мониторинг готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения (наличие устройств (компьютер, ноутбук, гаджет) и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию).
Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися и родителями (вплоть до организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ).
2. Организовать рабочее время учителя и учеников.
Особо хочется обратить внимание администраторов про малую эффективность формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения. Это не дистанционная форма обучения, это формальность.
И главное, помнить про загруженность учителей (ведь иногда бывает по 8 уроков в день, в две смены по 200 учеников в день). Массовая школа – это не про семейное обучение и не про репетиторство.
Учитель физически не сможет уделить ежедневно время каждому ученику дистанционно, если речь об основной и старшей школе, но максимально обязательно ежедневное общение учителя с каждым учащимся начальной школы.
Придётся потратить время на графики и другое расписание, а также объяснения с родителями, а главное - на обучение учителей работе с цифровыми инструментами. Прибегнуть к помощи наиболее продвинутых коллег в коллективе, разработать с их помощью алгоритмы и инструкции.
3. По возможности предусмотреть и организовать время "face-to-face" взаимодействия учителя и групп учеников (в классе, параллели) для основной и старшей школы.
Очевидно, что не личное взаимодействие учитель-ученик в условиях общеобразовательной школы.
Посредством вебинаров, групповых скайп уроков, Zoom и тд. Предусмотреть возможность индивидуальных видеоконсультаций (лучше кратких по продолжительности, лучше описать в каких случаях индивидуальные) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю.
Обязательно попробуйте выделить время в общем графике-расписании для видеообщения всего класса один раз в день с классным куратором (классным руководителем).
Если подключение к интернету позволяет, постарайтесь включить камеру каждого, чтобы вы могли общаться лицом к лицу и передавать новости, проблемы или мысли об обучении в течение этого дня.
Помните, что ключевой организатор сейчас - учитель! От построенного взаимодействия и договорённости учителей зависит успех всей организации.
4. Наладить обратную связь с учениками лучше посредством электронного дневника, либо электронной почты, через портфолио проектов в Сетевом городе.Образование ГИС "Образование Волгоградской области", через официальные ресурсы, сохраняя всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
5. Сотрудничество, а не изоляция. Очень важно и очень непросто наладить сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме. Хорошим решением для этого будут групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, например, в Google, в групповом чате в соц сети, в групповой переписке в почте.
6. Активное взаимодействие с родителями.
Родители учащихся очень разные, как и сами учащиеся.
Есть активные, готовые включаться в онлайн образовательный процесс, в дистанционное образование. Те, кто уже подумывает о семейном образовании (на время или постоянно); кто готов к заочным и очно-заочным формам получения образования. С такими родителями наладить связь, организовать индивидуальный маршрут ребёнка, контрольные точки и регулярную коммуникацию посредством электронной почты (предпочтительно, чтобы сохранялась история переписки и хронология взаимодействия).
Есть пассивные родители, мало мотивированные. С ними сложнее, но информировать их об организации обучения в дистанционной форме с графиком и правилами необходимо, вовлекать во взаимодействие.
Поэтому: включаем в график и описываем формы взаимодействия с родителями. Четко определяем группы родителей (по активности и возможностям), подключаем активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников.
Определяем график взаимодействия (виртуальные консультации, обсуждения). Подключаем классного руководителя и социальную службу с надеждой, что поможет.
7. Гибкость и возможность быстрой адаптации. Учителям придётся учиться быстро и много. Учиться друг у друга, самостоятельно.
Нет правильных решений и идеальных алгоритмов. Нужно мониторить активность учащихся, родителей, возможности и сложности педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и обучающихся между собой, в малых группах. Здесь будет уместно организовывать онлайн опросы, своеобразную рефлексию (возможно ежедневную в первое время) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками более активное подключение родителей.