Модель проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе
Общие сведения
- Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).
- КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником (см. демо-версию КИМ для устного собеседования).
- На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
- Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО..
- Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
- Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет». При этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости).
- КИМ итогового собеседования размещаются на общедоступном федеральном Интернет-ресурсе за 30 минут до начала итогового собеседования.
- Критерии и дополнительные схемы оценивания для экспертов являются общими для всех вариантов и размещаются в открытом доступе на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (см. демо-версию).
- Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.
Подготовка к проведению опытной эксплуатации
1.1. ФГБУ «ФЦТ» предоставляет ОО специализированное программное обеспечение «Импорт ГИА-9» уровня ОО для загрузки сведений в РИС (далее – ПО «Результаты итогового собеседования»).
- РЦОИ с помощью ПО «Импорт ГИА-9» уровня РЦОИ формирует списки участников итогового собеседования (XML-файл) и заранее направляет в ОО. Также в ОО РЦОИ направляет журнал проведения опытной эксплуатации технологического решения для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе (далее – опытная эксплуатация) и регламент проведения опытной эксплуатации.
- В каждой ОО, участвующей в опытной эксплуатации, назначаются следующие специалисты:
- ответственный организатор ОО, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;
- организаторы вне аудитории, обеспечивающие передвижение обучающихся и соблюдение порядка и тишины в коридоре;
- экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с обучающимся по выбранной теме, а также обеспечивающий проверку паспортных данных участника итогового собеседования, и фиксирующий время начала и время окончания итогового собеседования каждого участника;
- эксперт, который оценивает качество речи участника (экспертом может быть учитель, который преподает в этом классе)
- технический специалист, обеспечивающий получение материалов для проведения итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса, а также аудиозапись бесед участников с экзаменатором-собеседником.
- При проведении итогового собеседования в ОО планируется задействовать необходимое количество аудиторий проведения, исходя из расчета количества участников итогового собеседования, количества привлекаемых экзаменаторов-собеседников и экспертов (если в классе более 15 человек, следует разделить класса на две аудитории).
- В ОО организуется рабочее место для ответственного организатора ОО, оборудованное компьютером с доступом в сеть Интернет и принтером для получения и тиражирования материалов для проведения итогового собеседования.
- Не позднее чем за сутки до проведения опытной эксплуатации ответственный организатор в ОО определяет необходимое количество аудиторий проведения итогового собеседования.
- Не позднее чем за сутки до проведения опытной эксплуатации технический специалист готовит необходимое количество автоматизированных рабочих мест, оборудованных средствами для записи ответов участников итогового собеседования.
- Не позднее чем за сутки до проведения опытной эксплуатации технический специалист проверяет:
8.1. Готовность рабочего места для ответственного организатора ОО (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, наличие бумаги). В случае отсутствия доступа у ОО и регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ) в день экзамена к федеральному Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования, РЦОИ незамедлительно обращается в техническую поддержку ФГБУ «ФЦТ» для получения материалов средствами электронной почты (далее – резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует полученные от ФГБУ «ФЦТ» КИМ на собственном Интернет-ресурсе (сайте) или направляет в ОО средствами электронной почты;
8.2. Готовность оборудования для записи ответов обучающихся (производит тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна содержать посторонних шумов и помех, голоса экзаменуемого и экзаменатора должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в часто используемых аудиоформатах (*.wav, *.mp3, *.mp4 и т.д.). Способ организации аудиозаписи ответа участника итогового собеседования (диктофон, компьютерные программы и т.д.) определяет ОО.
- Не менее чем за сутки до проведения опытной эксплуатации технический специалист скачивает с официального сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и тиражирует в необходимом количестве критерии и дополнительные схемы оценивания для экспертов.
- В каждой аудитории проведения рекомендуется задействовать по одному экзаменатору-собеседнику для проведения итогового собеседования и по одному эксперту, оценивающему устный ответ участника.
- Проведение итогового собеседования возможно во время осуществления учебного процесса в ОО. При этом необходимо обеспечить тишину и порядок в местах проведения итогового собеседования (аудиториях и коридорах).
- Рекомендуется в аудиторию проведения приглашать обучающихся в произвольном порядке.
- За день или несколько дней до проведения итогового собеседования в ОО (предположительно в штабе) устанавливается ПО «Результаты итогового собеседования». В ПО загружается XML-файл, полученный от РЦОИ, с внесенными сведениями об участниках итогового собеседования.
- За день или за несколько дней до проведения экзамена в ОО проверяются списки участников итогового собеседования, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор в ОО заполняет в списках участников итогового собеседования поле «Аудитория».
Проведение итогового собеседования в ОО.
- Ответственный организатор ОО с помощью технического специалиста получает через федеральный Интернет-ресурс не позднее чем за 30 минут до начала материалы для проведения итогового собеседования:
- для участников (текст для чтения, карточки с темами беседы на выбор и планами беседы);
- для экзаменатора-собеседника (карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы).
В случае отсутствия доступа к федеральному Интернет-ресурсу технический специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной схеме.
- Технический специалист загружает XML файлы в ПО для внесения баллов по критериям XML.
- Технический специалист распечатывает и передает ответственному организатору ОО:
- списки участников итогового собеседования (для регистрации участников) (приложение № 1);
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории (по количеству аудиторий) (приложение 2);
- протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (на каждого участника итогового собеседования) (приложение №3).
- 4. Ответственный организатор ОО получает материалы для проведения итогового собеседования и распределяет их по аудиториям проведения.
- Ответственный организатор выдает экзаменатору-собеседнику:
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;
- материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме. Все материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками.
- Ответственный организатор ОО выдает эксперту протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (по количеству участников).
- Экзаменатор-собеседник и эксперт ознакамливаются с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт ознакамливается с протоколами эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
- Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
- Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
- Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
- Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
- Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
|
Действия экзаменатора-собеседника
|
Действия обучающихся
|
Время
|
|
|
15 мин.
|
|
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена
|
|
|
1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
|
|
Предложить учащемуся познакомитьсяс текстом для чтения вслух
|
|
|
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
|
Подготовка к чтению вслух
Чтение текста про себя
|
2 мин.
|
Слушание текста
Эмоциональная реакция на чтение ученика. Переключение ученика на другой вид работы.
|
Чтение текста вслух
|
2 мин
|
|
Подготовка к пересказу текста
|
1 мин.
|
2. Выполнение задания по тексту
|
3 мин.
|
3. Предложить обучающемуся выбрать вариант беседы и выдать соответствующую карточку с планом монологического ответа
|
3.1. МОНОЛОГ
|
|
Предложить обучающемуся ознакомиться с планом ответа.
Предупредить, что высказывание не должно занимать более 3 минут
|
|
|
|
Подготовка к ответу
|
1 мин.
|
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на описание
|
Ответ по плану выбранного варианта
|
3 мин.
|
3.2. БЕСЕДА С УЧАСТНИКОМ
|
|
Задать не менее двух вопросов, исходя из содержания ответа обучающегося
|
Отвечает на вопросы
|
3 мин.
|
Эмоционально поддержать ученика
|
|
|
|
|
|
|
|
- Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
- Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
- В случае если выбран первый вариант проверки работ, то эксперт, оценивающий качество речи участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
― ФИО участника;
― класс;
― номер кабинета;
― номер варианта;
― баллы по каждому критерию оценивания;
― общее количество баллов;
― метку зачет/незачет;
― ФИО, подпись и дату проверки.
- После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
- По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.
- В случае если выбран второй вариант проверки, то после экзамена аудиозапись по аудитории сохраняется на флеш-носители и передается ответственному организатору ОО для дальнейшего распределения файлов между экспертами. Рекомендуется при выборе второго варианта проверки вести отдельные аудиозаписи для каждого участника.
- Эксперты прослушивают аудиозаписи с работами участников итогового собеседования и заносят в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения на каждого участника:
― ФИО участника;
― класс;
― номер кабинета;
― номер варианта;
― баллы по каждому критерию оценивания;
― общее количество баллов;
― метку зачет/незачет;
― ФИО, подпись и дату проверки.
- Технический специалист в штабе ОО, либо иное назначенное руководителем ОО лицо, используя ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории и протоколы экспертов для оценивания ответов участников итогового собеседования, переносит в специализированную (электронную) форму для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования (приложение 4) при помощи программного обеспечения «Результаты итогового собеседования» следующие поля для каждого внесенного ранее участника:
- код ОО;
- код МСУ;
- номер кабинета;
- ФИО эксперта;
- номер варианта;
- баллы согласно критериям оценивания;
- общий балл;
- метку зачет/незачет.
Количество строк в специализированной форме должно быть равно количеству участников, сдававших итоговое собеседование в ОО.
- Специализированная форма для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования в ОО сохраняется техническим специалистом в специальном XML формате.
- Все аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования, специализированная форма для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования, журнал проведения опытной эксплуатации ответственными организаторами ОО передаются в РЦОИ на отчуждаемых носителях информации, либо по защищенной сети передачи данных; списки участников итогового собеседования, протокол результатов участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудиториях, протоколы эксперта передаются в РЦОИ на бумажном носителе.
Передача РЦОИ сведений об итоговом собеседовании в РИС.
- РЦОИ консолидирует файлы с результатами оценивания из ОО и загружает их в РИС средствами специализированного программного обеспечения «Импорт ГИА-9» уровня РЦОИ.
Приложение 1. Форма списка участников итогового собеседования
Субъект РФ:
|
|
Код МСУ
|
|
Код ОО
|
|
Предмет __________________________ Дата _______________
№ п.п.
|
ФИО участника
|
Номер аудитории/
отметка о неявке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Форма ведомости учета проведения итогового собеседования
в аудитории
Субъект РФ:
|
|
Код МСУ
|
|
Код ОО
|
|
Предмет __________________________ Дата _______________
№п/п
|
ФИО участника
|
Класс
|
Время начала
|
Время завершения
|
Подпись участника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/
|
|
/
|
|
ФИО экзаменатора-собеседника
|
|
Подпись
|
|
Дата
|
|
/
|
|
/
|
|
ФИО эксперта
|
|
Подпись
|
|
Дата
|
Приложение 3. Форма протокола эксперта для оценивания ответов
участников итогового собеседования
Класс:
|
|
Номер аудитории
|
|
Номер варианта
|
|
№
|
Критерий
|
Краткое название
|
Балл
|
Критерии оценивания чтения вслух
|
-
|
Интонация
|
ИЧ
|
|
-
|
Темп чтения
|
ТЧ
|
|
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
|
-
|
Сохранение при пересказе микротем текста
|
П1
|
|
-
|
Соблюдение фактологической точности при пересказе
|
П2
|
|
-
|
Работа с высказыванием
|
П3
|
|
-
|
Способы цитирования
|
П4
|
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
|
-
|
Соблюдение грамматических норм
|
Г
|
|
-
|
Соблюдение орфоэпических норм
|
О
|
|
-
|
Соблюдение речевых норм
|
Р
|
|
-
|
Искажения слов
|
Иск
|
|
Критерии оценивания монологического высказывания
|
-
|
Выполнение коммуникативной задачи
|
М1
|
|
-
|
Учёт условий речевой ситуации
|
М2
|
|
-
|
Речевое оформление монологического высказывания
|
М3
|
|
Критерии оценивания диалога
|
-
|
Оценивание диалога
|
Д1
|
|
-
|
Учёт условий речевой ситуации
|
Д2
|
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4
|
-
|
Соблюдение грамматических норм
|
Г
|
|
-
|
Соблюдение орфоэпических норм
|
О
|
|
-
|
Соблюдение речевых норм
|
Р
|
|
-
|
Речевое оформление
|
РО
|
|
Итог:
|
|
|
/
|
|
/
|
|
ФИО эксперта
|
|
Подпись
|
|
Дата
|
Приложение 4. Специализированная форма для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования
Цветом отмечены поля, необходимые к заполнению на уровне ОО.