Положение
о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)
- 1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273- ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 7), Уставом школы.
1.2. Школьный ПМПК; представляет собой объединение специалистов школы, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в школе в связи с отклонениями в развитии.
1.3. ПМПК в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением, Уставом МОУ СШ № 9, Конвенцией ООН о правах ребенка, приказами директора школы и другими локальными актами школы.
1.4. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до замены его новым.
2. Цели и задачи ПМПК.
2.1. Целью ПМПК является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития состоянием соматического и нервно-психического здоровья, определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями ребёнка.
2.2. В задачи ПМПК школы входят:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно - развивающих программ;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи в рамках имеющихся в школе возможностей;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.
З. Принципы деятельности ПМПК
Основополагающим в работе ПМПК являются принципы:
- уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
- максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач ПМПК и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
- закрытости информации, предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ПМПК.
4. 0рганизация деятельности и состав ПМПК
4.1. Состав ПМПК утверждается приказом директора школы в начале каждого учебного года. В состав консилиума входят: руководитель консилиума (заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе), учителя начальных классов, социальный педагог, педагог-психолог, медработник школы. Учитель, представляющий ребенка на ПМПК, участвует в работе консилиума при обсуждении вопросов, касающихся данного ребёнка.
4.2. Контроль за деятельностью ПМПК осуществляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
4.3. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей или сотрудников школы. В случае инициативы сотрудников школы должно быть получено согласие на обследование родителей (законных представителей) ребёнка. При несогласии родителей со специалистами ПМПК должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласия родителей должно быть подтверждено их заявлениями. Прием подростков старше 12 лет, обращавшихся к специалистам ПМПК, допускается без сопровождения-родителей.
4.4. Обследование ребенка, должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПК обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе, соблюдать конфиденциальность заключения.
4.5. Обследование ребенка, проводится в присутствии родителей (законных представителей).
4.6: ПМПК имеет право затребовать следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей;
- педагогическое представление (характеристику классного руководителя);
- письменные работы по русскому языку, математике, рисунки, иные результаты творческой и образовательной деятельности ребёнка.
4.7. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения заносятся в карту развития ребенка.
4.8. Изменение формы обучения по отношению к конкретному ребенку возможно только с согласия родителей (законных представителей).
4.9. В диагностических сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПК направляют ребенка в муниципальную ПМПК, либо в другие диагностико-коррекционные учреждения.
5. Подготовка и проведение школьного ПМПК.
5.1. Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медикопедагогической проблемы.
5.2. Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.3. Заседания ПМПК оформляются протоколом.
5.4. Организация заседаний проводится в два этапа:
- подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
- основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
5.5. Школьный ПМПК проводится под руководством председателя, а в его отсутствие заместителем председателя, назначенного председателем или руководителем школы.
5.6. Результаты школьного ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений родителей (законных представителей).
6. Обязанности участников ПМПК
Участники
|
Обязанности
|
Руководитель (председатель) ПМПК- заместитель директора школы
|
-организует работу ПМПК;
-формирует состав участников для очередного заседания;
-формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
-координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса;
-контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
|
Педагог-психолог школы; социальный педагог
|
-организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
-обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические данные;
-формулирует выводы, гипотезы;
-вырабатывает предварительные рекомендации.
|
Социальный педагог
|
-дает характеристику неблагополучным семьям;
-предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации по предлагаемой форме.
|
Учителя
|
-дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;
-формулирует педагогические гипотезы, выводы, рекомендации.
|
Мед. работник
|
-информирует о состоянии здоровья учащегося;
-дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
-обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
|
7. Документация и отчетность ПМПК
7.1. Протоколы заседаний ПМПК хранятся в делопроизводстве замдиректора по учебно-воспитательной работе
7.2. Рекомендации ПМПК доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные совещания с педагогическим коллективом, заседания МО
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2017
Приложение 1
Психологическое представление на консилиум
.
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
МОУ СШ № 9 класс ___________________________________________________
Жалобы родителей ____________________________________________________________
Жалобы педагогов______________________________________________________________
Сведения о семье ______________________________________________________________
Особенности поведения, общения, привычки _______________________________________
_____________________________________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________
_____________________________________________________________________________
Ведущая рука _____________, нога_____________, ухо_____________, глаз____________
Характеристики деятельности:
Мотивация____________________________________________________________________
Критичность __________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Темп деятельности_____________________________________________________________
Особенности внимания__________________________________________________________
Особенности памяти___________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития_______________________________________
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях________
_____________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка________
_____________________________________________________________________________
Характерные ошибки:
при письме___________________________________________________________________
при чтении____________________________________________ _______________________
при счёте_____________________________________________ _______________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности____________________
_____________________________________________________________________________
Заключение___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________ Подпись специалиста
Приложение 2
Педагогическое представление
на консилиум
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
МОУ СШ № 9 класс___________________________________________________
Общие сведения о ребенке______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера нарушения адаптации:
сложности обучения___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
трудности усвоения норм поведения_____________________________________________
эффективность контактов ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
позиция учащегося в коллективе________________________________________________
Обстоятельству отрицательно влияющие на процесс адаптации______________________
____________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
математика _________________________________________________________________
русский язык ________________________________________________________________
чтение (литература)___________________________________________________________
Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:
-при устных и письменных ответах на уроке ____________________________________
____________________________________________________________________________
- в процессе усвоения нового или повторения изученного материала _________________
____________________________________________________________________________
-при подготовке домашних заданий_____________________________________________
-причины возникающих трудностей_____________________________________________
Успеваемость по основным предметам:
Математика______________ русский язык__________ чтение (литература)____________
Характеристика эмоционального состояния в учебной ситуации ________ _____________
____________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по обучению _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________________________ Подпись педагога _______________________
Приложение 3
Логопедическое представление
на консилиум
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения_______________________ ________________________________________
МОУ СШ № 9 класс__________________ ________________________________________
Краткий анамнез раннего речевого развития______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика_______________________________________________________ Артикуляционный аппарат______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Устная речь:
общее звучание речи___________________________________________________________
понимание речи______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
активный словарь_____________________________________________________________
грамматический строй речи ____________________________________________________
слоговая структура речи______________________ _________________________________
звукопроизношение__________________________ _________________________________
фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез_______________________________
_____________________________________________________________________________
связная речь__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
темп и плавность речи__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Письменная речь:
чтение ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
письмо _____________________________________________________________________
Заключение
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________________________ Подпись специалиста___________________
Приложение 4
Представление социального педагога
на консилиум
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
МОУ СШ № 9 класс___________________________________________________
Характеристика семьи __________________________________________________________
1) Тип семьи______________________________________ ____________________________
2)Характер взаимоотношений родителей с ребенком ___ ___________________________
3)Характер взаимоотношений родителей со школой ____ ____________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности _____________________________________
- мотивы учения__________________________________ ___________________________
Трудности, испытываемые ребенком в школе _________ ____________________________
_____________________________________________________________________________
Положение в классном коллективе:
-позиция учащегося ___________________________________________________________
-стиль общения с окружающими_________________________________________________
Самооценка ребенка___________________________________________________________
Направленность интересов _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Социальный опыт ребенка _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
В случае конфликтной ситуации в семье:
-причина возникновения конфликта_____________________________________________
-что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт______________________
В случае конфликтной ситуации в школе:
-причина возникновения конфликта_____________________________________________
-какие действия предпринимались с целью выхода из конфликта со стороны:
Родителей___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Педагогов ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащегося __________________________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________________ Подпись специалиста_____________________________
Приложение 5
Заключение
психолого-педагогического консилиума
Дата__________________________
Фамилия ___________________________________ Имя______________________________
Дата рождения ___________________
МОУ СШ № 9 __________________
Адрес __________________________________ Телефон _____________________________
Фамилия, Имя, Отчество родителей ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кем направлен на ПМПК _______________________________________________________
Причина обращения ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение:
1. Психологическое представление. Психолог____________________ Дата ______________
4. Педагогическое представление. Педагог ______________________ Дата ______________
5. Логопедическое представление. Логопед ______________________ Дата______________
6. Представление социального педагога. Специалист________________Дата_____________
Другие документы, представленные на консилиум __________________________________
_____________________________________________________________________________
Председатель ПМПК ___________________________________________________________
Члены ПМПК: (специальность, подпись)___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МП Дата проведения ПМПК ________________
Приложение 6
Журнал записи детей на ПМПК
№ п/п
|
Дата,
время
|
Ф.И.
ребенка
|
Дата рождения
|
Пол
|
Инициатор
обращения
|
Причина
обращения
|
График консультирования специалистов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального
заключения и рекомендаций ПМПК
№
п/п
|
Дата проведения консультации специалиста или заседания ПМПк
|
Ф.И.
ребенка
|
Возраст
|
Пол
|
Проблема
|
Заключение специалиста или заключение ПМПк
|
Рекомендации
|
Специалист или состав ПМПК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
Карта развития учащегося (воспитанника)
Дата____________________
Фамилия_______________________________Имя________________________________
Дата рождения___________
МОУ СШ № 9 класс
Адрес_______________________________________ телефон______________________
Фамилия, имя, отчество родителей ____________________________________________
__________________________________________________________________________
Кем направлен на ПМПК ____________________________________________________
Причина обращения _____________________________________________ ______
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
Семья______________________________________________________________ ______
биологические факторы_______________________________________________ ______
особенности раннего развития_________________________________________ ______
воспитание до школы_________________________________________________ ______
наблюдение специалистов___________________________________________ ________
психотравмирующие ситуации в жизни ребенка__________________________ ______
жалобы в настоящий момент___________________________________________ ______
особые отметки______________________________________________________ ______
(плохое зрение, слабый слух, ведущая левая рука, соматические жалобы)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК
Сфера нарушения школьной адаптации:
Сложности в обучении ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговые оценки по основным предметам
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудности в освоении норм поведения ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности социальных контактов ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Другие причины ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации ПМПК __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________