Правоприменительные процедуры (действия) в отношении несовершеннолетних
Закон Волгоградской области от 22.10.2015 № 178-ОД « О некоторых вопросах защиты прав детей, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры (действия) на территории Волгоградской области».
Правоприменение - это решение конкретного дела, конкретной ситуации на основе норм права. Можно сказать, что это "приложение" закона, общих правовых норм к определенным лицам, определенной жизненной ситуации. По мнению Л.И. Спиридонова, "правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение жизненных случаев под общее правило поведения - юридическую норму".
Под правоприменительными процедурами (действиями) понимается совокупность последовательно осуществляемых юридически значимых действий с участием детей либо в их интересах, требующих документального оформления и реализуемых управомоченными на то государственными органами, органами местного самоуправления и (или) их должностными лицами, а также подведомственными названным органам организациями (учреждениями).
Правоприменительные процедуры (действия) в отношении несовершеннолетних проводятся с письменного согласия законного представителя, а так же с письменного согласия самого ребенка с 14 лет.
- Виды помощи: педагогическая, психологическая.
- Формы педагогической, психологической помощи, несовершеннолетним, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры (действия):
- - психолого-педагогическое консультирование несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и должностных лиц, осуществляющих правоприменительные процедуры;
- - наблюдение за психо-эмоциональным состоянием несовершеннолетних;
- - осуществление мероприятий, направленных на нормализацию психо-эмоционального состояния несовершеннолетних и содействие в разрешении психологических проблем;
- - проведение социальной реабилитации детей.
Образовательные организации участвуют в предоставлении государственных гарантий прав детям (в т.ч., обеспечивают присутствие психологов и педагогов на правоприменительных процедурах (допросах, судебных заседаниях), с участием которых или в интересах которых осуществляется правоприменительная процедура (действие), в социальной реабилитации несовершеннолетних с целью преодоления ситуации, вызванной обстоятельствами, в связи с которыми проводятся эти правоприменительные процедуры (действия).
Помощь детям в целях преодоления ими ситуации, вызванной обстоятельствами, в связи с которыми с ними проводятся либо проводились правоприменительные процедуры (действия), предоставляется без взимания платы. Помощь детям предоставляется на основании направленного в письменной форме или в форме электронного документа, а также устного обращения (сообщения, информации), поступившего от:
- ребенка и (или) его родителя (законного представителя); должностного лица, осуществляющего правоприменительную процедуру (действие) с участием или в интересах ребенка;
Помощь детям предоставляется педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами и педагогами муниципальных образовательных организаций . Оказание помощи детям может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
Для предоставления помощи необходимо получение письменного согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, и (или) законного представителя ребенка. Обращения (сообщения, информации), поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, а также устного обращения подлежат регистрации в день поступления и рассматриваются с учетом срока проведения правоприменительных процедур с участием несовершеннолетнего.
Для получения помощи посредством личного обращения ребенок, достигший
возраста 14 лет, и (или) законный представитель ребенка должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Помощь семьям, осуществляется через следующие формы деятельности:
- просвещение родителей (законных представителей) – информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- диагностика развития ребенка – психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
- консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
Работу по предоставлению психолого-педагогической и консультативной помощи проводят штатные работники образовательной организации: педагоги-психологи, учитель – логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и воспитатели, с учетом конкретных запросов семьи и индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка.
Организация оказания психолого-педагогической и консультативной помощи осуществляется на бесплатной основе.