При занятиях спортом с детьми РАС требуется наблюдение и копирование действий другого человека (тьютора или учителя физической культуры). Так как для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема.
Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию.
Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.
Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС, строятся из следующих упражнений:
1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (используются различные спортивные модули, комплексы, либо полоса препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания выполняются в различных исходных положениях).
В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями проводятся самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
При необходимости включаются в занятия упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.
Для этого используемт на занятиях музыкальное сопровождение, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т. д.)
Игровой туннель.
Равнодушных к тоннелям детей мало. Особые дети не исключение - они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
Ходьба по массажным коврикам.
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
Ходьба по скамье или массажным кочкам.
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда.
Ходьба на руках.
Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Для этого сделаны наклейки в форме рук на полу.
Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности.
Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает то же самое, что и кегли - ловкость, точность движений, глазомер.
Шведская стенка
Эффективная и всем известная классика ЛФК.
При помощи шведской стенки тренируются мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину
Бассейн с шариками
Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение.