Для ребенка с РАС сбалансированное питание может играть ключевую роль в эмоциональном статусе, способности к обучению и контакту с окружающим миром.
Избирательность в питании, сопротивление в принятии новых продуктов и значительные ограничения в еде способствуют тому, что организм детей испытывает дефицит многих макро- и микронутриентов.
Главными пищевыми вопросами у детей с РАС являются:
- избирательное питание
- использование диеты в качестве лечения.
Многие дети с аутизмом имеют избирательное питание, что выходит за рамки пищевого поведения обычного «придирчивого едока», у большинства оно наблюдается в разные возрастные периоды. Жесткие самоограничения приводят к тому, что рацион ребенка включает всего 2 или 3 продукта, сложности приема пищи включают:
- Трудности с переходом к другим текстурам пищи (особенно на первых этапах)
- Трудности в приеме новых продуктов
- Ограниченное употребление продуктов по причине иного цвета, текстуры, температуры либо новой упаковки
- Трудности с подготовкой к еде, например, другие столовые приборы, позиционирование пищи на тарелке
- «Непрерывное поедание», вместо определенных приемов во время дня
Стратегиями в борьбе с пищевой избирательностью у детей с аутизмом будут следующие подходы:
- в большинстве случаев таким детям лучше принимать пищу в одно и тоже время, в одном месте, в однородных ситуациях и с определенным окружением
- необходимо использовать визуальные графики и рисунки, где будут детализированы место приема пищи, количество и характер еды. Дети лучше принимают пищу, если познакомятся с ней заранее, у них уходит тревога
- во время приема пищи дети не должны быть сдержанными, не обязательно сидеть за столом или кушать вилкой
- прием должен происходить в уютной и комфортной для ребенка обстановке
- некоторые дети могут съесть больше, если прием сопровождается видео или музыкой, в то время как для других это может быть отвлекающим моментом
- расширять многообразие рациона ребенка необходимо в рамках знакомой ему пищи, например, предлагать различные виды хлеба или сорта яблок
- не думайте, что ребенок будет всегда автоматически отказываться от пищи в новой обстановке, например, он может съесть мясо руками у бабушки, но никогда не будет принимать его на домашнем столе
- устанавливать необходимо минимальные цели и задачи для ребенка, делать это маленькими шагами для достижения большей цели, и не ожидать моментального эффекта, например, перед тем как предложить целое яблоко, положите ему на тарелку кусочек размером с горошину, и предлагайте так в течение определенного времени. Такая тактика позволит ребенку оставаться в безопасности и познакомиться с новым продуктом. Изменения в рационе, как правило, это очень медленный процесс, не все перечисленные выше стратегии будут работать для каждого ребенка.
МОУ СШ № 9 в помещении столовой дети с расстройством аутистического спектра принимают пищу в сопровождении тьюторов в определенное время. Меню сбалансировано.